Налоговые ведомости сообщают, что на усадьбе самарского мещанина Т.А. Новокрещенова с нынешним адресом улица Куйбышева, 34 к 1850-м году уже стоял каменный жилой дом.
Был небольшим, одноэтажным, а как первоначально выглядел, неизвестно, поскольку в 1882-м году новый владелец – купец Емельян Феодорович Афанасьев (Паньшин) – его перестроил в двухэтажный по «образцовому проекту». Во дворе усадьбы купец возвел еще один каменный дом, а так же прачечные, погреб и деревянные службы.
Проживала в доме старшая дочь Афанасьевых Прасковья Емельяновна. Согласно записи церковных книг, в 1868-м году 18-летняя Прасковья Афанасьева вышла замуж за купеческого сына Николая Гавриловича Яковлева, бывшего на 11 лет старше невесты. Брак оказался бездетным и недолгим – куда супруг подевался, сведений нет, а Прасковья в 1872 –м году снова вышла замуж – за 19-летнего крестьянина Макарьевского уезда Нижегородской губернии Петра Ефимовича Зеленова. Во втором браке родились сыновья Александр, Николай, Василий и дочь Татьяна.
В 1899-м году, после кончины Емельяна Афанасьева и вступления в права наследства, супруги Зеленовы возвели во дворе еще один одноэтажный каменный дом с навесом, а выходившее на улицу здание в очередной раз перестроили – с учетом модных тенденций и влияния стиля «модерн».
Небольшой особнячок композиционно членился на три части – среднюю и боковые. В средней части слева находится прямоугольный проем парадного входа, ведущий в просторный вестибюль с лестницей на второй этаж и выходящим во двор высоким витражным окном. Оконные проемы первого этажа с вертикальными пропорциями привычного декора в виде наличников были лишены , зато имели эффектную дробную «модерновую» расстекловку.
Во втором этаже над окнами с заполнениями того же рисунка находились наличники с узкими прямоугольными нишами и прямыми полочками-сандриками, подоконные фартуки декорировались небольшими висячими лопатками и прямоугольными филенками.
Во фланкированных плоскими пилястрами боковых частях в уровне второго этажа симметрично вывешены два балкона «граненой» формы с витыми чугунными решетчатыми ограждениями. Широкие трехчастные окна с балконными дверями имеют квадратную форму, в верхней части декорированы наличником с тремя узкими нишками и прямым сандриком над ними.
В левой части между пилястрами располагается ведущая во двор усадьбы широкая проездная арка квадратной формы. Увенчан особнячок эффектным карнизом большого выноса с профилированными тягами, дугообразно «приподнятым» над боковыми частями здания.
Квартиры с высокими лепными потолками и «итальянскими» окнами имели все современные удобства, включая ванные комнаты. Дворовые постройки сдавались внаем, в «господском» доме проживали сами хозяева. Потом у Зеленовых что-то пошло не так, и с 1902-го года собственницей усадьбы стала самарская мещанка А.А. Разсыпнова. Новая владелица сама проживала во дворе в деревянном флигеле, а оба каменных дома сдавала квартирантам – в числе которых была прежняя хозяйка П.Е. Зеленова. Правда, бывшие владельцы потеснились и занимали особняк уже не единолично, а совместно с другими арендаторами.
После национализации в 1919-м году усадьба еще более «уплотнилась» - одноэтажный «дом с навесом на каменных столбах» надстроили вторым деревянным этажом, таким же образом поступили с бывшей конюшней – и переоборудованные под жилье помещения заселились рабочим людом.
Имеет усадьба и свою легенду, согласно которой гостем бывшего хозяйского дома бывал Сергей Есенин. «Московский озорной гуляка» оказался, как известно, в Самаре в 1921-м году проездом по пути в Туркестан, но благодаря долгому стоянию поезда по причине послереволюционной разрухи, гостил в городе неделю.
Знакомство Есенина с Самарой началось с прогулки, и первым впечатлением стала свеженаклеенная газета со статьей, в которой самарские акулы пера громили его самого, Мариенгофа и прочих «безыдейных формалистов»: «Сегодня … вышел на платформу, подхожу к стенной газете и зрю, как самарское лито кроет имажинистов. Я даже не думал, что мы здесь в такой моде». Поскольку времени было достаточно, поэт в поисках ядовитого автора успел осмотреть город, познакомиться с местным литературным бомондом, выступить в Пушкинском Доме и сходить к коллегам в гости. Организатором творческого вечера в клубе железнодорожников стал самарец Сергей Любимов – проживавший в те годы в бывшей усадьбе Прасковьи Зеленовой и получивший на память от знаменитого тезки книгу с автографом.
Прасковья Емельяновна Зеленова прожила в своей усадьбе еще долгие годы. Скончалась в 1943-м году в возрасте 93-х лет. Симпатичный особнячок, стоящий на основании одного из первых каменных домов Самары, не ремонтировался уже больше века и в настоящее время даже не имеет охранного статуса
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете