Сегодня, 19 мая 2023, исполнилось 15 лет со дня первого полёта российского ближнемагистрального двухдвигательного пассажирского самолёта Сухой Суперджет-100.
15 лет - немалый срок для нашей памяти. Даже то, что было потрясающе ярким событием, как правило теряет краски, подробности забываются. Но благодаря таким фотоподборкам мы можем снова вернуться в те дни и заново пережить волнительные моменты.
Предлагаю вспомнить, как это было.
Мы прилетели в Комсомольск-на-Амуре за три дня до события, 16 мая. В этот же день прилетел министр промышленности Виктор Христенко, ему показали пробежку самолёта и завод.
17-го снимали процесс "шимми" — самолёт на разных скоростях наезжал на небольшие препятствия на полосе, а приборы фиксировали, что происходит.
18-го мая Суперджет впервые оторвал от ВПП переднюю стойку шасси и на следующий день был назначен его первый полёт.
Около 9 утра самолет выкатили из цеха окончательной сборки (ЦОС). Последние приготовления, заправка, освящение.
Пока ничего не происходит, заводчане рубятся в футбол.
Заправка.
Французские коллеги в отдельном автобусе.
Ковыряются в той самой горячей части двигателя.
А с другой стороны наши смотрят.
Заводчане потихоньку подтягиваются, чтобы увидеть историческое событие.
Михаил Погосян, в то время директор ОКБ "Сухой" и Александр Пекарш, директор КнААПО (сейчас КнААЗ).
Первый экипаж в составе шеф-пилота ГСС Александра Яблонцева и второго пилота Леонида Чикунова приветствует Михаила Погосяна. Справа в кадре фотограф "Сухого" Сергей Пашковский.
Мы переехали к полосе, хотя могли ещё остаться и поснимать пару часов подготовку — вылет задержали на два часа потому, что борт сопровождения не был готов.
Заводчане на крыше ЦОС.
Все застыли в томительном ожидании.
И вот наконец на полосе разбегается первый летный экземпляр SSJ100.
Долго бежал, мы с видеооператорами встали слишком близко, не рассчитали — опыта-то нет. В итоге сняли взлёт с хвоста.
А вот Сергей Пашковский занял правильную точку на стремянке километром далее и лучшие картинки вышли у него.
Самолет сопровождения все-таки взлетел, но на 20 минут позже Суперджета, потом нагнал его.
Самолет пилотировал старший летчик-испытатель ГСС Александр Яблонцев и летчик-испытатель Леонид Чикунов. Полет длился 1 час 5 минут. Незадолго до посадки Суперджет сделал два прохода над полосой на малой высоте.
В соответствии с полетным заданием самолет поднялся на максимальную высоту 1200 метров.
В ходе полета самолет выполнил взлет, четыре прохода над полосой на разной высоте, пролет по заданному периметру, так называемую "коробочку" и заход на посадку.
Через 65 минут после взлёта самолёт произвёл посадку.
Касание.
С другого ракурса от Пашковского.
Ураааааа!!!
Развернулись после посадки и покатились по полосе мимо нас.
После того, как самолёт проехал мимо нас, все бегом в автобус и встречать лётчиков. Успели...
По традиции лётчиков, поднявших самолёт первый раз в небо, качают на руках.
"Сегодня для нас самый главный день - мы в полном смысле слова обрели крылья. Мы долго шли к этому. В любой работе главное - результат, для авиастроителей единственно возможный реальный результат - это новый самолет в небе. Первый гражданский самолет "Сухого" сегодня в воздухе. И впервые в истории российского гражданского самолетостроения вместе с нами разделяют успех многие тысячи людей по всему миру. Мы сделали прекрасный самолет, и сегодня он проложил себе путь в небо. Впереди - большой, сложный этап - сертификационные испытания. И я уверен, что у нас все получится", - комментируя первый полет Sukhoi Superjet 100, отметил со своей стороны находящийся в Комсомольске-на-Амуре глава компании "Сухой" Михаил Погосян.
"Я счастлив, у меня нет слов. Наконец, спустя столько лет - это настоящее мужское дело. Радостно от того, что в жизни выпал шанс быть первым, кто поднял эту прекрасную машину в небо. Самолет действительно отличный. И я совершенно уверенно могу сказать, что он ни в чем не уступает лучшим самолетам мира, которые мне доводилось пилотировать", - сказал шеф-пилот ГСС Александр Яблонцев.
Сейчас, спустя годы, рождается новый самолёт - Superjet New, и приходит его черёд пробовать свои силы в небе. Я желаю создателям самолёта, чтобы в их жизни регулярно проходили такие волнительные события, как рождение новой машины, и чтобы у их детищ была долгая и счастливая судьба!
Вот такая красота. С праздником!