Найти тему

Первый полёт Суперджета: репортаж от первого лица

Сегодня, 19 мая 2023, исполнилось 15 лет со дня первого полёта российского ближнемагистрального двухдвигательного пассажирского самолёта Сухой Суперджет-100.

15 лет - немалый срок для нашей памяти. Даже то, что было потрясающе ярким событием, как правило теряет краски, подробности забываются. Но благодаря таким фотоподборкам мы можем снова вернуться в те дни и заново пережить волнительные моменты.

Предлагаю вспомнить, как это было.

Мы прилетели в Комсомольск-на-Амуре за три дня до события, 16 мая. В этот же день прилетел министр промышленности Виктор Христенко, ему показали пробежку самолёта и завод.

17-го снимали процесс "шимми" — самолёт на разных скоростях наезжал на небольшие препятствия на полосе, а приборы фиксировали, что происходит.

18-го мая Суперджет впервые оторвал от ВПП переднюю стойку шасси и на следующий день был назначен его первый полёт.

Около 9 утра самолет выкатили из цеха окончательной сборки (ЦОС). Последние приготовления, заправка, освящение.

Пока ничего не происходит, заводчане рубятся в футбол.

-9
-10

Заправка.

Заправка.
Заправка.

Французские коллеги в отдельном автобусе.

-12

Ковыряются в той самой горячей части двигателя.

-13

А с другой стороны наши смотрят.

-14
Субботин и Погосян.
Субботин и Погосян.

Заводчане потихоньку подтягиваются, чтобы увидеть историческое событие.

Михаил Погосян, в то время директор ОКБ "Сухой" и Александр Пекарш, директор КнААПО (сейчас КнААЗ).

-20
-21
-22

Первый экипаж в составе шеф-пилота ГСС Александра Яблонцева и второго пилота Леонида Чикунова приветствует Михаила Погосяна. Справа в кадре фотограф "Сухого" Сергей Пашковский.

-24
-25
-26

Мы переехали к полосе, хотя могли ещё остаться и поснимать пару часов подготовку — вылет задержали на два часа потому, что борт сопровождения не был готов.

-27

Заводчане на крыше ЦОС.

-28

Все застыли в томительном ожидании.

-29
-30

И вот наконец на полосе разбегается первый летный экземпляр SSJ100.

Долго бежал, мы с видеооператорами встали слишком близко, не рассчитали — опыта-то нет. В итоге сняли взлёт с хвоста.

А вот Сергей Пашковский занял правильную точку на стремянке километром далее и лучшие картинки вышли у него.

-34

Самолет сопровождения все-таки взлетел, но на 20 минут позже Суперджета, потом нагнал его.

Самолет пилотировал старший летчик-испытатель ГСС Александр Яблонцев и летчик-испытатель Леонид Чикунов. Полет длился 1 час 5 минут. Незадолго до посадки Суперджет сделал два прохода над полосой на малой высоте.

В соответствии с полетным заданием самолет поднялся на максимальную высоту 1200 метров.

-37

В ходе полета самолет выполнил взлет, четыре прохода над полосой на разной высоте, пролет по заданному периметру, так называемую "коробочку" и заход на посадку.

Фото Сергея Пашковского
Фото Сергея Пашковского

Через 65 минут после взлёта самолёт произвёл посадку.

Касание.

С другого ракурса от Пашковского.

Ураааааа!!!

Развернулись после посадки и покатились по полосе мимо нас.

После того, как самолёт проехал мимо нас, все бегом в автобус и встречать лётчиков. Успели...

-47
-48

По традиции лётчиков, поднявших самолёт первый раз в небо, качают на руках.

"Сегодня для нас самый главный день - мы в полном смысле слова обрели крылья. Мы долго шли к этому. В любой работе главное - результат, для авиастроителей единственно возможный реальный результат - это новый самолет в небе. Первый гражданский самолет "Сухого" сегодня в воздухе. И впервые в истории российского гражданского самолетостроения вместе с нами разделяют успех многие тысячи людей по всему миру. Мы сделали прекрасный самолет, и сегодня он проложил себе путь в небо. Впереди - большой, сложный этап - сертификационные испытания. И я уверен, что у нас все получится", - комментируя первый полет Sukhoi Superjet 100, отметил со своей стороны находящийся в Комсомольске-на-Амуре глава компании "Сухой" Михаил Погосян.

"Я счастлив, у меня нет слов. Наконец, спустя столько лет - это настоящее мужское дело. Радостно от того, что в жизни выпал шанс быть первым, кто поднял эту прекрасную машину в небо. Самолет действительно отличный. И я совершенно уверенно могу сказать, что он ни в чем не уступает лучшим самолетам мира, которые мне доводилось пилотировать", - сказал шеф-пилот ГСС Александр Яблонцев.

-54
-55
-56

Сейчас, спустя годы, рождается новый самолёт - Superjet New, и приходит его черёд пробовать свои силы в небе. Я желаю создателям самолёта, чтобы в их жизни регулярно проходили такие волнительные события, как рождение новой машины, и чтобы у их детищ была долгая и счастливая судьба!

Вот такая красота. С праздником!

Производство Суперджетов в Комсомольске-на-Амуре
Не самый лучший авиационный фотограф17 января 2018
Суперджеты на Камчатке: во-первых, это красиво!
Не самый лучший авиационный фотограф22 октября 2021
Суперджет: 10 лет со дня трагедии в Индонезии
Не самый лучший авиационный фотограф9 мая 2022