Nintendo воскрешает ещё одну свою серию — увы, лишь переизданием старых частей
Стратегии на консолях — не самый успешный и востребованный жанр. RTS там сильно страдают от управления, а из пошаговых игр преобладают скорее тактики, пионером которых стала Fire Emblem. Однако создание Fire Emblem было вдохновлено другой игрой Nintendo — вышедшей в 1988 году пошаговой стратегией Famicom Wars, быстро получившей множество продолжений. Увы, первые несколько частей — для NES, SNES и Game Boy — не вышли за пределами Японии, и весь остальной мир с серией познакомился на GBA, где она получила название Advance Wars.
На GBA вышло два выпуска, а затем последовал ещё один на DS — все с общим сеттингом, персонажами и механиками. Всё это поменялось в Dark Conflict, неудачном перезапуске 2008 года выпуска, после чего серия заглохла и до сих пор не подавала признаков жизни. И вот 15 лет спустя Nintendo решила воскресить Advance Wars — но не новым выпуском, а ремастером первых двух частей.
В Advance Wars вам предлагается управлять небольшой армией из разномастных юнитов. Пехота слаба и уязвима, но может захватывать здания, которые каждый ход приносят деньги — единственный ресурс в игре. Захват баз, портов и аэродромов позволяет производить наземных юнитов, флот и авиацию соответственно, а покорение вражеской штаб-квартиры приносит победу в партии.
Из наземной техники самый дешёвый юнит — хрупкий, но юркий и зоркий внедорожник-разведчик, очень полезный в условиях тумана войны. БТР полностью беззащитен, но позволяет перевозить пехоту гораздо быстрее. Танки представлены в двух вариантах: лёгкий и средний. Вместе с мощью и бронёй сильно растёт и цена техники: часто бывает выгодно взять более подвижный лёгкий танк, чтобы разобраться с беззащитной артиллерией и зенитками. Последние легко очищают небо от противников, но эффективны и против пехоты, а дальнобойная техника в Advance Wars имеет слепую зону: у ракет с большим радиусом поражения она особенно велика.
Флот представлен линкорами, работающими так же, как и артиллерия, но с ещё большей зоной поражения; транспортниками, аналогичными БТРам; подводными лодками, способными затаиться под поверхностью. Наконец, есть крейсеры, которые бессильны против других кораблей, но мастерски справляются с подлодками и авиацией.
В небесах же парят истребители, способные поражать только воздушные цели, бомбардировщики, работающие по целям наземным, и вертолёты — транспортные и боевые. Последние дешевы, но самолёты достать не способны.
Как можно видеть, набор юнитов в Advance Wars не слишком большой, но отлично сбалансированный — у каждого найдутся свои сильные и слабые стороны, будь то живучесть или цена. Тут нет чёткого «правила треугольника», как в какой-нибудь Fire Emblem, и к каждой ситуации можно найти разные подходы.
Сражения проходят на плоских картах, где каждая клетка наделена своими свойствами. Так, горы непроходимы для наземной техники, но по ним может ходить пехота — а в условиях тумана войны она с них ещё и имеет отличный обзор. В лесах и рифах при тумане можно прятаться — там ваши юниты сможет обнаружить лишь противник, подошедший вплотную (а если он в ваш юнит «врезался», то потеряет ход). Вышеперечисленные места, а также здания дают солидную прибавку к защите юнитов: если атаки не миновать, то там её будет проще пережить. Принадлежащие вам здания к тому же понемногу чинят ваши юниты в начале каждого хода.
У каждого юнита по умолчанию 10 единиц здоровья, с потерей которых он также будет становиться слабее. Если вы с врагом сойдётесь в ближнем бою, то после вашей атаки он даст симметричный ответ — ну, насколько ему сил хватит. Дальнобойные юниты не получают и не делают контратак, однако также не могут двигаться и стрелять в один ход — надо выбирать что-то одно.
А чтобы всё было ещё интереснее, одинаковые юниты у двух сторон могут быть неравными по силе: всё зависит от командующих офицеров. Один специализируется на флоте, другой — на авиации, у третьего все войска сильные, но дорогие, а у четвёртого дальнобойные юниты стреляют дальше и мощнее, но ближний бой ему даётся плохо. Грамотный выбор офицера под особенности конкретной карты и свой стиль игры — залог успеха.
А ещё у каждого офицера есть своя сверхсила, которую он может использовать, накопив соответствующую шкалу нанесением или получением урона. От нанесения всем врагам урона и «починки» своих войск до мгновенного захвата зданий и увеличения собственных денежных резервов — один командир другого краше.
В плане механик первые две части AW почти идентичны. Во второй добавили буквально один юнит, несколько офицеров и дали командирам вторую сверхсилу — теперь можно выбирать, активировать быстрее ту, что послабее, или же подольше копить настоящую «ульту».
Вокруг командиров строится и условный сюжет обеих игр. В первой Advance Wars мы играем за трёх молодых офицеров страны Оранжевая звезда, которые вынуждены сражаться против представителей соседних Синей луны, Жёлтой кометы, Зелёной земли и злодейской Чёрной дыры, которая и затеяла весь конфликт. Во второй же части все «цветные» страны сразу дают отпор злодеям, которые уже не прячутся в тени, а открыто захватывают весь мир.
Сеттинг в Advance Wars максимально абстрактен, персонажи — не более чем яркие архетипы, а диалогов самый минимум — достаточный, чтобы дать обоснование происходящему, но не более. При этом вторая часть смотрится заметно выигрышнее первой, которая вся строилась вокруг глупого недопонимания.
Да и в геймплее сюжетная кампания первой Advance Wars — по сути, один большой туториал: мы играем по большей части только за трёх офицеров, а как только нам заканчивают представлять новых юнитов и командиров, начинается развязка. В большинстве миссий даже баз для постройки армии нет, отчего они становятся не стратегическими, а тактическими.
К Advance Wars 2 никаких претензий нет, но сборник по итогу выглядит не очень хорошо: посредственную первую часть в него включили, а отличную третью (Dual Strike) — нет. Реализовать двухэкранные миссии на Switch было бы несложно: тут и так поле боя выглядит не плоским, а слегка наклонённым, как в Dual Strike, и игрок может свободно его двигать и масштабировать.
Да и в целом сборник ощущается заметно устаревшим. Это не Metroid Prime, остающаяся одной из лучших игр в мире даже 20 лет спустя, а порт с совсем маломощной GBA, сохранивший все технические ограничения — как, например, совершенно двумерные карты. В Field Commander, клоне Advance Wars, вышедшем на PSP, можно было разместить вертолёт в воздухе над кораблём, под которым была субмарина. В Advance Wars же всё существует на одной плоскости, из-за чего, например, четыре пехотинца могут в чистом поле заблокировать истребитель. Он через них не «перешагнёт», потому что они противники, а выстрелить тоже не сможет, потому что они не воздушные цели. Такие условности нормально смотрелись в начале нулевых на портативной платформе, но в 2023-м хотелось бы видеть скорее новую часть серии, которая сохранила бы лучшее от классических, но предложила что-то новое и обошлась без таких нелепостей.
Приятный мультяшный пиксель-арт оригинала в Re-Boot Camp полностью переделали: теперь юниты выглядит подчёркнуто игрушечно и… некрасиво? Командиры получили анимации и неплохую озвучку, но почему-то не всех диалогов. Как будто мы живём в эпоху, когда места на картридже не хватает!
Advance Wars 1+2 Re-Boot Camp вызывает противоречивые эмоции: на каждый плюс тут найдётся минус. Из-за сменившегося арт-дизайна переиздание выглядит едва ли не хуже оригинала, а старые технические ограничения очень сильно бросаются в глаза. Игровая механика тут простая, но понятная, доступная и сбалансированная: игра идеально подойдёт в качестве знакомства с пошаговыми стратегиями. Однако из двух частей сборника хорошо раскрывается она только во второй, и от отсутствия третьей Re-Boot Camp очень страдает. Впрочем, за одну только Advance Wars 2 сборник хочется рекомендовать: это несколько десятков хорошо продуманных, разнообразных и увлекательных миссий, каждая из которых затягивает с головой, заставляя каждый раз говорить себе «ещё один ход!»
Оценка: 7/10