Найти тему
VK Play

Ветхая классика консольных стратегий: обзор Advance Wars 1+2: Re-Boot Camp

Nintendo воскрешает ещё одну свою серию — увы, лишь переизданием старых частей

Стратегии на консолях — не самый успешный и востребованный жанр. RTS там сильно страдают от управления, а из пошаговых игр преобладают скорее тактики, пионером которых стала Fire Emblem. Однако создание Fire Emblem было вдохновлено другой игрой Nintendo — вышедшей в 1988 году пошаговой стратегией Famicom Wars, быстро получившей множество продолжений. Увы, первые несколько частей — для NES, SNES и Game Boy — не вышли за пределами Японии, и весь остальной мир с серией познакомился на GBA, где она получила название Advance Wars.

На GBA вышло два выпуска, а затем последовал ещё один на DS — все с общим сеттингом, персонажами и механиками. Всё это поменялось в Dark Conflict, неудачном перезапуске 2008 года выпуска, после чего серия заглохла и до сих пор не подавала признаков жизни. И вот 15 лет спустя Nintendo решила воскресить Advance Wars — но не новым выпуском, а ремастером первых двух частей.

-2

В Advance Wars вам предлагается управлять небольшой армией из разномастных юнитов. Пехота слаба и уязвима, но может захватывать здания, которые каждый ход приносят деньги — единственный ресурс в игре. Захват баз, портов и аэродромов позволяет производить наземных юнитов, флот и авиацию соответственно, а покорение вражеской штаб-квартиры приносит победу в партии.

Из наземной техники самый дешёвый юнит — хрупкий, но юркий и зоркий внедорожник-разведчик, очень полезный в условиях тумана войны. БТР полностью беззащитен, но позволяет перевозить пехоту гораздо быстрее. Танки представлены в двух вариантах: лёгкий и средний. Вместе с мощью и бронёй сильно растёт и цена техники: часто бывает выгодно взять более подвижный лёгкий танк, чтобы разобраться с беззащитной артиллерией и зенитками. Последние легко очищают небо от противников, но эффективны и против пехоты, а дальнобойная техника в Advance Wars имеет слепую зону: у ракет с большим радиусом поражения она особенно велика.

Вооружённая гранатомётами механизированная пехота потребует от вас больше средств, зато может больно «укусить» куда более дорогостоящую технику
Вооружённая гранатомётами механизированная пехота потребует от вас больше средств, зато может больно «укусить» куда более дорогостоящую технику

Флот представлен линкорами, работающими так же, как и артиллерия, но с ещё большей зоной поражения; транспортниками, аналогичными БТРам; подводными лодками, способными затаиться под поверхностью. Наконец, есть крейсеры, которые бессильны против других кораблей, но мастерски справляются с подлодками и авиацией.

В небесах же парят истребители, способные поражать только воздушные цели, бомбардировщики, работающие по целям наземным, и вертолёты — транспортные и боевые. Последние дешевы, но самолёты достать не способны.

Как можно видеть, набор юнитов в Advance Wars не слишком большой, но отлично сбалансированный — у каждого найдутся свои сильные и слабые стороны, будь то живучесть или цена. Тут нет чёткого «правила треугольника», как в какой-нибудь Fire Emblem, и к каждой ситуации можно найти разные подходы.

-4

Сражения проходят на плоских картах, где каждая клетка наделена своими свойствами. Так, горы непроходимы для наземной техники, но по ним может ходить пехота — а в условиях тумана войны она с них ещё и имеет отличный обзор. В лесах и рифах при тумане можно прятаться — там ваши юниты сможет обнаружить лишь противник, подошедший вплотную (а если он в ваш юнит «врезался», то потеряет ход). Вышеперечисленные места, а также здания дают солидную прибавку к защите юнитов: если атаки не миновать, то там её будет проще пережить. Принадлежащие вам здания к тому же понемногу чинят ваши юниты в начале каждого хода.

У каждого юнита по умолчанию 10 единиц здоровья, с потерей которых он также будет становиться слабее. Если вы с врагом сойдётесь в ближнем бою, то после вашей атаки он даст симметричный ответ — ну, насколько ему сил хватит. Дальнобойные юниты не получают и не делают контратак, однако также не могут двигаться и стрелять в один ход — надо выбирать что-то одно.

-5

А чтобы всё было ещё интереснее, одинаковые юниты у двух сторон могут быть неравными по силе: всё зависит от командующих офицеров. Один специализируется на флоте, другой — на авиации, у третьего все войска сильные, но дорогие, а у четвёртого дальнобойные юниты стреляют дальше и мощнее, но ближний бой ему даётся плохо. Грамотный выбор офицера под особенности конкретной карты и свой стиль игры — залог успеха.

А ещё у каждого офицера есть своя сверхсила, которую он может использовать, накопив соответствующую шкалу нанесением или получением урона. От нанесения всем врагам урона и «починки» своих войск до мгновенного захвата зданий и увеличения собственных денежных резервов — один командир другого краше.

В плане механик первые две части AW почти идентичны. Во второй добавили буквально один юнит, несколько офицеров и дали командирам вторую сверхсилу — теперь можно выбирать, активировать быстрее ту, что послабее, или же подольше копить настоящую «ульту».

-6

Вокруг командиров строится и условный сюжет обеих игр. В первой Advance Wars мы играем за трёх молодых офицеров страны Оранжевая звезда, которые вынуждены сражаться против представителей соседних Синей луны, Жёлтой кометы, Зелёной земли и злодейской Чёрной дыры, которая и затеяла весь конфликт. Во второй же части все «цветные» страны сразу дают отпор злодеям, которые уже не прячутся в тени, а открыто захватывают весь мир.

Сеттинг в Advance Wars максимально абстрактен, персонажи — не более чем яркие архетипы, а диалогов самый минимум — достаточный, чтобы дать обоснование происходящему, но не более. При этом вторая часть смотрится заметно выигрышнее первой, которая вся строилась вокруг глупого недопонимания.

Боевые действия в этом сеттинге воспринимаются скорее как партии в шахматы, способные разве что уязвить самолюбие проигравшего офицера
Боевые действия в этом сеттинге воспринимаются скорее как партии в шахматы, способные разве что уязвить самолюбие проигравшего офицера

Да и в геймплее сюжетная кампания первой Advance Wars — по сути, один большой туториал: мы играем по большей части только за трёх офицеров, а как только нам заканчивают представлять новых юнитов и командиров, начинается развязка. В большинстве миссий даже баз для постройки армии нет, отчего они становятся не стратегическими, а тактическими.

К Advance Wars 2 никаких претензий нет, но сборник по итогу выглядит не очень хорошо: посредственную первую часть в него включили, а отличную третью (Dual Strike) — нет. Реализовать двухэкранные миссии на Switch было бы несложно: тут и так поле боя выглядит не плоским, а слегка наклонённым, как в Dual Strike, и игрок может свободно его двигать и масштабировать.

К счастью, помимо кампании, есть ещё и множество отдельных карт для свободных сражений на свой вкус. Только там и можно выйти в бой против нескольких противников, а не только одного
К счастью, помимо кампании, есть ещё и множество отдельных карт для свободных сражений на свой вкус. Только там и можно выйти в бой против нескольких противников, а не только одного

Да и в целом сборник ощущается заметно устаревшим. Это не Metroid Prime, остающаяся одной из лучших игр в мире даже 20 лет спустя, а порт с совсем маломощной GBA, сохранивший все технические ограничения — как, например, совершенно двумерные карты. В Field Commander, клоне Advance Wars, вышедшем на PSP, можно было разместить вертолёт в воздухе над кораблём, под которым была субмарина. В Advance Wars же всё существует на одной плоскости, из-за чего, например, четыре пехотинца могут в чистом поле заблокировать истребитель. Он через них не «перешагнёт», потому что они противники, а выстрелить тоже не сможет, потому что они не воздушные цели. Такие условности нормально смотрелись в начале нулевых на портативной платформе, но в 2023-м хотелось бы видеть скорее новую часть серии, которая сохранила бы лучшее от классических, но предложила что-то новое и обошлась без таких нелепостей.

Приятный мультяшный пиксель-арт оригинала в Re-Boot Camp полностью переделали: теперь юниты выглядит подчёркнуто игрушечно и… некрасиво? Командиры получили анимации и неплохую озвучку, но почему-то не всех диалогов. Как будто мы живём в эпоху, когда места на картридже не хватает!

В новом графическом исполнении стало сложнее различать юниты. Который из самолётов истребитель, а который бомбардировщик? Где РСЗО, а где ЗУР?
В новом графическом исполнении стало сложнее различать юниты. Который из самолётов истребитель, а который бомбардировщик? Где РСЗО, а где ЗУР?

Advance Wars 1+2 Re-Boot Camp вызывает противоречивые эмоции: на каждый плюс тут найдётся минус. Из-за сменившегося арт-дизайна переиздание выглядит едва ли не хуже оригинала, а старые технические ограничения очень сильно бросаются в глаза. Игровая механика тут простая, но понятная, доступная и сбалансированная: игра идеально подойдёт в качестве знакомства с пошаговыми стратегиями. Однако из двух частей сборника хорошо раскрывается она только во второй, и от отсутствия третьей Re-Boot Camp очень страдает. Впрочем, за одну только Advance Wars 2 сборник хочется рекомендовать: это несколько десятков хорошо продуманных, разнообразных и увлекательных миссий, каждая из которых затягивает с головой, заставляя каждый раз говорить себе «ещё один ход!»

Оценка: 7/10