Батыраю запрещала петь сельская дагестанская знать, слишком вольнолюбивым, непокорным и прямолинейным был даргинский поэт начала 19 века
За каждую слишком «свободную» песню про любовь или про героизм его штрафовали, а сельчане собирали деньги, чтобы оплатить этот штраф. Его хотели слушать, так или иначе.
Омарла Батырай родился в Сергокалинском районе Дагестана, но число и год неизвестны. Документов, точно подтверждающих начало и конец жизни уникального кавказца, просто не велось в тех краях. Биографы используют сведения Национальной библиотеки. Достоверно известно, что семья Омарла была из свободных – узденей. Несмотря на необразованность родителей, будущий поэт учился на слух, когда мать искусно исполняла народные песни под струнную чунгуру. Благодаря этому инструменту 17 века, его мелодичности и распевности, юноша полюбил музыку всем сердцем. В дальнейшем он вошел в число лучших чунгуристов, который еще и писал проникновенные стихи.
На урахинском диалекте свет увидели десятки произведений Батырая. Он был уникален своим исключительным слухом, который позволял сочинять текст и мелодии. Его какхабкубы, дезы и далаи можно разделить на три темы, которые были актуальны для каждого периода жизни поэта.
Свой творческий путь Омарла начал с любовной темы. Даже здесь он смог стать новатором, бросить вызов общественности, хотя о любви «пели» с древних времен. Даргинец в рифмованных строках говорил о ней честно, воспевал женщину и отстаивал ее личностное начало. В реальной жизни поэт «украл» свое счастье, похитив будущую жену из богатой семьи. Горянка полюбила поэта за его искренность и безусловный талант, подарила ему четверых детей, но вот богатства с ним так и не увидела. Этот цикл заканчивается трагичными нотами разочарования.
На закате жизни Омарла Батырай обратился к вечной теме смысла жизни. Бедность и одиночество привели его к полному разочарованию, в последних строках можно найти много биографических данных. В художественном осмыслении происходит борьба за материальные блага, поиск соратников в путешествиях и уход от бренной реальности.
Все работы даргинского поэта не датированы, поэтому проследить хронологию возможно только тематически. Первый сборник арабским шрифтом вышел значительно позже его смерти, которую Омарла встретил голодным зимним днем в крайней бедности, в рванье, но с саркастичной улыбкой на лице. На русском языке стихи о самом главном смогли увидеть читатели газеты «Известия».
Расул Гамзатов посвятил строки своему соратнику- поэту трагического мироощущения: «У поэтов нет могил, если их стихи живут у народа на устах…» Так, память об одном из основателей даргинской литературы жива во многих городах Северного Кавказа: Избербаш чтит память поэта, Махачкала, родовое село Сергокала, по всей России проходят творческие вечера и тематические концерты. В ветхой сакле закончилась жизнь поэта, но его слова под тонкие ноты чунгуры живу спустя века.
Фото: Владимир Песня. РИА Новости
Валерия Поддаева