Один из тех фильмов, аннотации которых верить нельзя ни в коем случае. Потому что может сложиться впечатление, что перед нами стандартная история в духе «Служебного романа»: о безынициативном мужчине при сильной женщине. Это абсолютно не так!
Ведь, фактически, на протяжении всего фильма нам показывают предприимчивых талантливых успешных женщин-профессионалок, которые выполняют все те задачи, которые обычно в подобных фильмах того времени выполняли мужчины. То есть, это даже не советское выравнивание гендерных прав, где старались равномерно распределить должности.
Здесь у нас буквально мужчин и женщин меняют местами, показывая, как женский коллектив с лёгкостью выполняет функции, которые мужчинам не по силам. Даже если речь идёт о необходимости передвинуть габаритную многотонную технику – именно женщины на глазах изумлённой бородатой толпы справляются с этим.
Очень специфический подход
Назвать это комедией лично мне сложно. Дело в том, что «комедийность» всего сюжета строится именно на гендербендере, то есть, на переворачивании стрелочки социальных ролей в зависимости от половой принадлежности на 180°.
Женщины теперь ведут активную социальную жизнь, зарабатывают деньги, совершают открытия и вот это всё. А мужчины сидят дома, занимаются детьми и домашними обязанностями, сплетничают. И крутят в салонах усишки, чтобы неземной красотой уводить успешных женщин у других мужчин-домохозяев.
По крайней мере, в рамках показанной истории это видится мне именно так.
Типичная американская комедия
Ну, кстати. Что-то похожее вы абсолютно точно видели в комедиях, произведённых в США.
Просто поменяйте пол действующих лиц на строго противоположных и представьте историю о домохозяйке, которая мечтает вернуть в семью любовь, а потому всеми силами пытается растормошить потерявшегося в работе мужа. Буквально каждая первая романтическая комедия с замужней главной героиней будет примерно об этом.
Насколько это смешно – отдельный вопрос.
Повторюсь, если бы не было переворачивания гендерных ролей, перед нами была бы обычная повседневная бытовуха с любовницей и разборками. «Смешно» же только потому, что мужчины ведут себя как женщины – при том, что весь мир, вроде бы как, не видит в этом ничего предосудительного. Из-за чего и складывается ощущение альтернативной реальности.
Довольно странная работа
Не могу сказать, что фильм плох, но и хорошим его назвать сложно. Он не запоминается.
Более того, помимо очевидной попытки заменить мужчин на женщин (и наоборот), фоном идёт история о каком-то... скажем так, технически продвинутом мире. Чуть более продвинутом, нежели время съёмок. Чего только стоит искусственная ткань, которую невозможно порвать, сжечь, смять, и которая производится всего одним (постоянно лагающим) комплюхтером?
Видимо, из-за ощущения артхаусного сюрреализма мне фильм и не очень понравился. Пусть на хахашечку периодически и пробивало.
Не очень плохо
Фильм «Берегите мужчин» 1982 года получает 6 баллов из 10, потому что потому.
Он, вроде бы как, и пытается рассказать о проблемах реальных женщин, подставляя на место домохозяйки мужчину. Но из-за использованных художественных приёмов за потоком шутеечек и нелепых ситуаций всё это теряется. В итоге, и не очень поучительно, и не шибко смешно.
Но разок глянуть можно, наверное.
Кому смотреть?
Вопрос занимательный. На самом деле, фильм неплохой. Но есть в нём что-то экспериментально-перестроечное, после чего остаётся специфическое ощущение.
В теории, мужчинам и женщинам, задающимся вопросом «а как быть на месте (полового/по отношениям) партнёра?» – стоит глянуть. Пусть и в неказистой манере, но фильм, всё-таки, пытается показать, какого быть в чужой шкуре.
И, возможно, кто-то сумеет извлечь из этого уроки для себя.
P. S. Может, обзор и странный, но фильм было смотреть интересно. По крайней мере, мы тогда подряд смотрели именно советские картины, и он был глотком свежего воздуха – просто из-за необычной подачи.