Настоящим подарком для уфимских меломанов стал показ 13 апреля, во Всемирный день рок-н-ролла, фильма-концерта Ladies & Gentlement: The Rolling Stones. Показ состоялся благодаря кинокомплексу «Кинопростор» и радио MNHTTN, и собрал, как ни странно, минимум старых романтиков и максимум молодежи. Видимо, эпоха великой музыки и грандиозных имен может привлечь и новое поколение.
В начале фильма было показано интервью с Миком Джаггером, сделанное совсем недавно в Dorchester Hotel в Лондоне, в котором мэтр вспоминает былые хорошие деньки. Собранный из фрагментов четырех концертов американского тура «Exile On Main Street» по США жарким летом 1972-го года, фильм, тем не менее, не оставляет впечатление сегментарности. Это монолит, состоящий из прекрасных, с отчаянной энергетикой исполненных песен, многие из которых играются «Роллингами» и по сей день. Как отметил бессменный солист группы, фильм снимался на 16-миллиметровую кинопленку Бобом Фризом и Стивом Гебхардтом по свойственным 70-м технологиям. Тогда выстаивался определенный кадр, и запечатлевалось то, что в него попадало, а затем отбирались самые лучшие фрагменты. Возможно, это не дает возможности увидеть параллельно всех исполнителей, а также то, что творится на заднем плане; да и зал удается ощутить лишь по редким обращениям камеры в некую огромную черную колышущуюся яму, обрамленную, словно летное поле, далекими огоньками, но сам дух представления дан предельно четко. Одно время фильм считался потерянным, но затем права на него приобрели сами «Роллинги», изрядно почистили картинку со звуком и выдали в цифровом варианте на радость ностальгирующим поклонникам рока. Со свойственной ему скрытностью Джаггер вспоминает лишь то, кто во что был одет на этих концертах, и какие номера не вошли в концерт в силу «моей болезни, о которой знаю только я».
Существует еще один документальный фильм, рассказывающий об этом же промо-туре «Роллинг Стоунз», но совсем с другой, закулисной стороны. В свое время этот скандальный шедевр был запрещен самими музыкантами по той простой причине, что, если бы его увидели американские чиновники, они раз и навсегда запретили бы впускать бунтующих рокеров в их чинную страну. В концерте «Леди и джентльмены…» чувствуются отголоски этого фильма: в изможденных рок-н-ролльным образом жизни, но все еще прекрасных, мегавдохновленных лицах музыкантов; в том, как лихо они отхлебывают некую бурую жидкость прямо из марочных бутылок; в отсутствии переднего зуба радостно распевающего Happy Кита Ричардса; двойственной чувственности с примесью садо-мазо, с которой Джаггер исполняет-играет Midnight Rambler; его ярком гриме, дополненном блестками у уголков глаз: «По мере того, как лицо становилось мокрым, они сползали. Очень, знаете ли, неприятное ощущение».
«Роллинг Стоунз» - группа, от визуального ряда которой музыка воспринимается на 100% сильней. «Я кое-что понимаю в шоу, детка», - говорил в художественном фильме «Представление» Джаггер. И это действительно квинтэссенция начала 70-х. Рокеры как будто не замечают, что «рок-н-ролл мертв», как уже к тому времени отметил в своей книге «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Хантер С. Томпсон. Окончание «эры любви» произошло при непосредственном участии «Роллингов», когда через полгода после Вудстока, на фестивале в Алтамонте охранявшие концерт «Ангелы Ада» убили афроамериканского паренька прямо перед сценой. Потрясение от этих событий оказалось достаточным, чтобы группа прекратила выступления в Америке на три года. Но музыка в результате рефлексии на эту тему получила, например, потрясающую песню Gimme Shelter, которая, в числе прочих, исполняется на концерте. Пополнивший ряды группы Мик Тэйлор, двадцатилетний талантливый блюзовый гитарист, попал сразу из огня в полымя. Его первое выступление оказалось в честь почившего за три дня до этого Брайана Джонса, затем был Алтамонт, где музыканты и сами чудом остались живы. А потом тихий парень и хороший семьянин сполна погрузился в то, что метко зовется «Секс. Наркотики. Рок-н-ролл». И в фильме его милое лицо выглядит несколько припухшим, а уже ненужное обручальное кольцо висит на цепочке. «Белые блюзмены прокляты! Прокляты…», - признавался он значительно позже нашему Борису Гребенщикову, в чьем альбоме «Навигатор» исполнил несколько незабываемых соло. Тем не менее, пятилетнее пребывание этого музыканта в группе было отмечено изменением общего звука на более традиционно - блюзовый, выдающимся музыкальным сопровождением и гениальными соло, которые сопровождают весь альбом. Когда над зрительным залом разносится вступление печальной саги о напрасной любви Love In Vain , зал буквально взрывается. И, конечно же, основная заслуга в написании песен альбомов принадлежала Кейту Ричардсу, который говорил: «Мик – это рок, а я – ролл». В те времена, находясь на грани наркотической комы, он, когда дело касалось работы, не замечал текущего времени, писал и исполнял «нетленку», которой живы рокеры и по сей день. Нам была дана уникальная возможность увидеть это воочию на широком экране.
Элла Молочковецкая