Найти тему

Дезертир, который настолько не хотел служить, что 40 лет прятался в сарае

Ни для кого не секрет, что в первые недели Великой Отечественной войны бывали такие случаи, когда солдаты реально бежали с поля боя и направлялись кто куда. Это потом уже, спустя время, пройдя огонь, воду и медные трубы, предателей было минимальное количество, а в первое время не все хотели защищать следовать примеру защитников Брестской крепости и стоять стеной до последнего патрона. Кто-то из дезертиров затем уходил в полицаи при приближении фашистов, большинство осмысливали свой поступок и возвращались, других ожидала высшая мера наказания. Но вот таких случаев, как с нашим сегодняшним героем, который умудрялся прятаться несколько десятков лет, действительно были единицы, если вообще ни один единственный.

Яков Павлович Томозов родился в 1903 году в селе Яблоново Краснинского района. В наши дни это Липецкая область. Яков Павлович, которого местные называли не иначе как Як Палыч, был в Яблоново очень уважаемым человеком. Заведовал магазином, людей не обманывал, всем всегда помогал, как деньгами, так и работой. Наверное поэтому его в свое время не коснулись репрессии. Старожилы вспоминают, что он был единственным на деревне, кто носил шляпу, а жена у него всегда была при кудрях, что считалось в те времена особым шиком. Томозовы были единственными, у кого дома был граммофон и они любили устроить большое гуляние у себя.

Отец троих детей Яков Томозов был призван в армию с самым началом войны - в конце июня 1941 года. Как воевал Томозов доподлинно не известно. Известно другое - в сентябре 1941 года он, в полном здравии, вернулся домой. На ранение похоже не было, так как Томозов выглядел вполне бодрым, ну а что его заставило вернуться, он никому из односельчан не говорил. Постоянные вопросы и возмущенные взгляды соседей ему со временем немного надоели и он стал отсиживаться дома. Все сделали вывод - дезертир.

-2

Узнали об этом и в НКВД, а с дезертирами тогда разговор был короткий. Если ты в течение недели не одумался и не вернулся в войска, то тебя ожидали либо лагеря, либо высшая мера наказания по законам военного времени. Но тут Томозову можно сказать повезло. Однажды на окраине деревни произошел пожар и был обнаружен погибшим неизвестный человек. Кто это был - никто не знал, чем и решил воспользоваться Томозов, спрятавшись дома в погребе. Оперативники его тогда не нашли, хотя как раз планировали арестовать, а жена сказала, что он пропал. Отсюда был сделан вывод, что тот самый погибший как раз и есть Томозов. Дело закрыли. Но, как оказалось, самое интересное было впереди.

Жена - Варвара, оказалась той еще артисткой, долго горевала о потере мужа, а после и вовсе стала затворницей. Двери всегда держала на замке, на улицу почти не выходила. Ну а когда соседи спрашивали о том, чего она взаперти сидит, та отвечала, что мужа нет, дети уехали в город, вот и затворяется она одна, страшно. Как она говорила: "Сама хозяйство поднимаю, не до гулюшек мне и не до гостей".

-3

Неладное односельчане заметили только уже в конце 1970-х. На минуточку, это было уже спустя 30 лет после окончания Великой Отечественной войны. Дети жили в городе, Варвара Томозова жила одна, а в хозяйстве у нее всегда был полный порядок. Дрова наколоты, в огороде ни соринки, все растет, чисто, ухожено. А днем из двора доносилось тюканье топора, будто дрова кто-то колет, хотя сама Томозова была в это время в огороде. Соседи решили, что у нее кто-то появился, только вот совсем непонятно, зачем она этого человека скрывает? Самые смелые предположили, что это - Яков. К тому же, соседка, подглядывая в щелочку в заборе, заметила две тени в доме. То есть, там было двое. Хотя, вряд-ли Яков, ведь столько лет прошло.

О том, что это может быть Яков, соседи заговорили и тогда, когда однажды ночью на улице встретили незнакомого мужчину, весь в лохмотьях, заросший, с бородой. Завидев людей, он сразу рванул через кусты в огороды и никто его больше не видел. Стали следить за тем, что Варвара покупает в магазине. Оказалось, что она продуктов берет всегда будто на двоих, потому как одной ей столько явно будет много. Когда ей решались задавать такие вопросы, то она просто говорила, что готовится к приезду детей из города, вот и закупается заранее. В общем, пока суть да дело, дошли слухи до председателя сельсовета, а там уже и до милиции.

-4

Председатель сельсовета Татьяна Юрикова предложила участковому напрямую провести обыск дома у Томозовых, на что тот сразу ответил отказом. Ни один начальник не выдаст ордер на обыск, потому как никто не поверит, что дезертир будет 40 лет скрываться дома в погребе. А тем временем, шел уже 1985 год, между прочим. Да и просто так спонтанно к ним во двор не попадешь, двери Варвара всегда держит на замке, гостей никогда не зовет.

Решили разыграть историю, будто пожарная проверка электрической проводки. Для достоверности привезли даже пожарного из райцентра, а сами милиционеры спрятались в кустах неподалеку. Мало ли, вдруг там правда Яков, и он надумает бежать? Для достоверности, вся эта делегация из проверяющих обошла несколько соседских домов и как раз подходила к дому Томозовых. Как оказалось позже, весь этот спектакль был ни к чему, потому как Варвара его не видела. А вот попасть внутрь двора пожарному и переодетому милиционеру удалось совершенно случайно. Когда они, вместе с председателем сельсовета, подошли к дому Томозовых, в тот самый момент замок открылся и к ним навстречу вышла Варвара, которая как раз собиралась в магазин. Деваться ей было некуда, и дабы не вызвать подозрения, пришлось пустить тех во двор.

-5

Пока проверяли двор и дом, никаких следов Якова нигде не было. Ну да, во дворе все аккуратно и чисто, а вот где он может прятаться - ни единого намека. Сараи, подвал, дом - нигде. Но, Яков выдал себя сам, когда проверка уже выходила из дома. Как он позже сам признался, не выдержали нервы, думал, что сейчас точно найдут. Собственно поэтому он и выскочил из чулана, где временно спрятался, и бросился куда глаза глядят. Подоспевшие милиционеры хотели его было скрутить, но им стало жалко старика. Длинные волосы, борода, сам худощавый и весь болезненный, а из одежды только рваная рубаха и пуховый женский платок на поясе. Хотели было устроить допрос, но тот молчал как партизан, не проронив ни слова. Тогда его просто вывели на улицу, показать односельчанам и отпустили восвояси. Сколько лет уже прошло, какой толк привлекать к уголовной ответственности больного старика? Ну а где он все это время находился?

Еще тогда, в 1941 году, Яков прятался изначально в погребе. Затем перекочевал в сарай, где сделал себе целый подземный бункер, вход в который был тщательно замаскирован. Днем он отсиживался там, а уже ночью выходил и занимался хозяйством или просто гулял по улице, где его однажды и заприметили. Очень редко выходил и днем, но это было рискованно и, как оказалось, именно это его и сгубило. Был у него небольшой схрон и в чулане дома, временный, на всякий случай. Собственно оттуда он и выбегал, когда его поймали.

После того как Якова обнаружили, уголовное дело заводить не стали. Решили, что он сам себя уже наказал, просидев 40 лет в темноте, хотя и у себя дома. После того случая он уже не прятался, хотя и из двора никуда не выходил, жил бирюком. Только однажды он принял гостей, когда к нему пришли ветераны, с которыми он вместе уходил на фронт тогда в 1941 году. Никакой ненависти они к нему не испытывали, время все стерло. Это был единственный случай, когда Яков с кем-то общался. Через год, в 1987-м, его не стало. Что послужило тогда поводом для дезертирства, он так никому и не рассказал.

Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя.

Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.

Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов