Мэрилин Монро (при рождении Норма Джин Мортенсон) родилась 1 июня в 1926 году в Лос-Анджелесе. Семья девочки состояла из матери больной шизофренией, про отца же ничего неизвестно кроме домыслов и предположений, не подтвержденных ни единым фактом. Хотя многие думают, что у Мэрилин было отличное детство, она в свою очередь отзывалась о нём, как о тяжёлом периоде своей жизни.
В двухнедельном возрасте мать отправила дочку на воспитание в семью Болендеров и иногда забирала её на выходные, чтобы хоть немного провести с ней время.
Именно с этого и начнётся непростое детство Нормы, обычно у Борлендеров одновременно жило по пять, шесть детей, это время звезды прошло в строгости и порядке. К тому же Болендеры были весьма набожны, что определяло пуританский уклад семьи. В доме напротив Болендеров жила родная бабушка — Делла. Однажды Делла пришла к Болендарам проведать внучку, дверь была закрыта и она обеспокоенная разбила стекло, чтобы проникнуть в дом. Вернувшиеся домой Болендеры вызвали полицию. На основании этого случая и еще одного рассказа Мэрилин, что в годовалом возрасте Делла пыталась задушить ее подушкой, бытует мнение, что бабушка Монро была сумасшедшей.
Единственная, кто в роду Монро действительно много лет провел в психиатрических больницах, это мать — Глэдис, которая между лечением в клиниках успела еще раз сходить замуж.
В 1933 году Мэрилин переезжает жить к матери, при этом Глэдис живёт разгульной жизнью, практически не задумываясь о ребёнке. Мама Монро много пила, поэтому периоды депрессии и веселья, приглашения кавалеров домой сменялись словно по щелчку.
Также Норма Джин подвергалась сексуальному насилию и пострадала она от этого в 9-летнем возрасте, когда жила в одной из приемных семей. Девочку изнасиловал взрослый мужчина. Пережитая страшнейшая ситуация негативно отразилась на ее душевном состоянии. Малышка стала заикаться. Откровения знаменитости восприняли в штыки. Общество не было готово принять этот факт в биографии легенды. Ее историю подвергли сомнениям и стали высмеивать, указывая на расплывчатость деталей.
Мэрилин живет в приюте до 26 июня 1937 года. В 1937 году Грейс забирает её из приюта домой, где она находится всего лишь несколько месяцев. Однажды Грейс застала нелицеприятную картину, когда пьяный Эрвин начал сексуально домогаться к 11-и летней Норме.
Грейс принимает решение, от греха подальше, отправить Норму к ее двоюродной тётке Иде Мартинс.
Но ужас подстерегал Норму и в этом доме. Причиной этому опять стали сексуальные домогательства, но уже со стороны одного из сыновей Иды – Джека, 12-и летнего двоюродного брат Нормы.
Мэрилин Монро – 1938 год, жизнь у тёти Аны Лоуэр
Так в начале 1938 года Норма опять переезжает, но уже к другой своей тёте, которую звали – Ана Лоуэр.
Как впоследствии вспоминала сама Мэрилин – это было лучшее время ее детства.
Набожная тётушка Анна всячески прививала Норме любовь к религии, девочка систематически принимала участие в местных богослужениях секты Христианской науки — дважды в воскресенье и еще один раз в течение недели.
Мэрилин Монро – 1939 год
Летом Грейс 1939 года Грейс ненадолго забирает Норму и они едут в Сан-Франциско проведать в лечебнице мать Нормы. К слову, в следующий раз встреча Мэрилин со своей матерью состоится только через шесть лет в 1945 году.
В 14 лет Норма Джин получает в школе прозвище «девушка Мммммммм» из-за небольшого заикания, но это совершенно не портит отношения к ней окружающих.
Мэрилин Монро – 1940 год
К концу 1940 года, здоровье тетушки Аны оставляет желать лучшего и 14 летняя норма опять возвращается жить в семью Грейс. Здесь у нее, наконец-то, появляется близкая подруга Элинор – дочь Эрвина Годдара.
Мэрилин Монро – 1941 год
Летом 1941 года Норма Джин заканчивает, со средними показателями, обучение в средней школе Эмерсона и переходит в старшие классы в новую школу.
Мэрилин Монро – 1942 год
Предприимчивая тетя Грейс договаривается с соседкой о свадьбе Нормы и ее сына, тогда по американским законам, после замужества Норме не надо было бы возвращаться в приют.
В середине семестра обучения, готовясь к летней свадьбе, Норма со спокойной душой, так и не получив аттестат, бросает школу.
Летом, 19 июня 1942 года, через девятнадцать дней после своего шестнадцатилетия, Норма Джин выходит замуж за своего соседа Джеймса Догерти и навсегда освобождается от страха вернуться в приют.
Так и закончилось её детство и начался путь к карьере великой актрисы и модели.
Первые шаги к мечте – 1943 год
Норма Джин Бейкер в 17 лет устроилась на свою первую работу – авиационный завод Padioplane. Это решение стало для девушки билетом в новую жизнь, ведь именно здесь она начала свою карьеру модели. Спустя год прилежной работы на заводе Норме предложили сняться для серии пропагандистских плакатов – они должны были поднять боевой дух американских солдатов, которые находились вдали от родины. Первым фотографом Нормы стал Дэвид Коновер. Уже в январе 1945 года девушка уволилась с завода и начала полноценно работать фотомоделью. Полученных за фотосессии денег ей вполне хватало, чтобы обеспечить себе нормальную жизнь.
Именно Дэвид Коновер, который предложил девушке первую работу моделью, помог ей продвинуться дальше по карьерной лестнице. Он подсказал ей, как изменить внешность, чтобы привлечь к себе внимание режиссеров и кинопродюсеров. Изначально округлое лицо Нормы и ее темно-каштановые волосы выглядели совсем обычно, и ничем не выделялись из толпы. Чтобы стать той самой Мэрилин Монро ей нужно было изменить себя. Её волосы были окрашены в платиновый цвет. Чтобы подобрать подходящий ее цвету кожи и глаз оттенок, Норма красила свои волосы более 12 раз.
Именно такой увидел девушку медиамагнат Говард Хьюз, и она ему сразу очень понравилась. Он предложил Норме попробовать свои силы в кинематографе. И, конечно же, девушка приняла его предложение, ведь кино было ее заветной мечтой с самого детства. Все свои карманные деньги она тратила на билеты в кино, чтобы хоть немного отвлечься от того, что происходило в ее жизни.
Продюсеры всемирно известной кинокомпании 20th Century Fox были довольны внешностью Нормы, но предложили сменить ей имя на творческий псевдоним.
Взлёт и основной период карьеры 1948-1961 годы
В период с 1948 по 1950 год актриса сотрудничала с другой кинокомпанией — Columbia Pictures. Контракт с ней не помог актрисе Мэрилин Монро получить новые роли, но зато дал ей возможность поближе познакомиться и пообщаться со звездами американского кинематографа. К сожалению, ей пришлось столкнуться с жёсткими правилами голливуда. Многие киноактрисы и модели того времени занимались сексом (чаще всего это были изнасилования, совсем не желательные склонения) с продюсерами и режиссёрами для того, чтобы "пробиться" в большое кино.
"Таковы были условия! Что в этом такого! Там все спали за роли!" - говорила Монро.
Первым успехом Мэрилин Монро на большом экране стала небольшая роль в киноленте «Асфальтовые джунгли». Кинокритики положительно отозвались о ее актерской игре, и Монро сразу же предложили сняться в другом фильме — «Все о Еве». Эта лента впоследствии стала классикой Голливуда, фильм занял достойное место и в творческой биографии Мэрилин Монро.
За следующие несколько лет актрисе удается сняться сразу в нескольких успешных кинопроектах – «Зуд седьмого дня», «В джазе только девушки», в них ее партнерами становятся известные американские актёры. Сама Монро становится настоящим секс-символом Америки, и это звание впоследствии принесет ей немало проблем, как в работе, так и в отношениях,. т.к. творческая биография Мэрилин Монро и ее личная жизнь всегда были тесно связаны.
Из-за того, что зрители и кинопродюсеры привыкли к образу глуповатой, но в то же время прелестной Мэрилин, она никак не могла полноценно реализоваться как драматическая актриса. Боясь провала в исполнении такой роли, да и режиссеры не видели в ней достаточно актерского потенциала для участия в съемках серьезных драматических фильмов. В многочисленных книгах, посвященных биографии Мэрилин Монро, неизменно рассказывается о её мечтах попробовать себя в более серьезных ролях. Единственная драматическая роль Мэрилин Монро – это роль Розлин Тэйбер в киноленте «Неприкаянные», которая вышла на экраны в 1961 году — за год до смерти актрисы.
Статус "секс-символа" и трагическая встреча с психиатром
"Все мужчины влюблялись в Мэрилин Монро, они хотели быть с ней, красивой, сексуальной, беззаботной, весёлой, и думали, что дома с ними тоже будет та Монро, но дома, смыв макияж, я становилась обычной Нормой Джин, со своими проблемами, желаниями, особенностями, а её любить и жить с ней никто не хотел..." - говорила Мэрилин в одном из интервью.
Это очень печальные слова и благодаря им мы можем лучше понять внутренний мир актрисы. Хоть она выглядела очень уверенной и излучала эту уверенность в каждом своём действии у неё был явный недостаток внимания и любви, которых она не получила в детстве.
Клеймо "секс-символа" несколько не нужно этой актрисе, поскольку она сама была против этой ассоциации в связи с тем, что её воспринимают, как вещь, а не профессионала перевоплощения в актёрском мастерстве. Монро всегда старалась читать много книг, поэтому её нельзя назвать "глупышкой-красавицей".
Также она обращалась ко многим психоаналитикам, однажды Фрэнк Синатра посоветовал её обратиться к своему - Ральфу Гринсону.
Ральф Ромео Гринсон (Гриншпун) родился в Швейцарии. В 1924 году уехал в США. Окончил школу в Нью-Йорке и Колумбийский университет. Работал профессором психиатрии в Медицинской школе Калифорнийского Университета и преподавателем психоанализа. Автор известной книги, переведенной и на русский, «Техника и практика психоанализа». Был личным психоаналитиком звезд Голливуда, в том числе Фрэнка Синатры и Вивьен Ли; благодаря чему получил мировую известность и даже славу.
Как профессионал своего дела (если его можно назвать таковым) он был никудышным. Нарушал все правила во взаимодействии с клиентом. Он общался с Монро слишком часто и порой сессии длились по 5-6 часов в день, а когда у него не было возможности поговорить с Мэрилин она записывала свои монологи, представляя, что говорит с ним. Также Ральф общался с клиенткой вне работы. Он приглашал её пару раз в неделю посидеть с его детьми, что категорически запрещено, конечно, у актрисы начала развиваться зависимость от этого человека (в этом не подразумевалось романтических отношений), наконец Мэрилин получила ту заботу, любовь и поддержку, которой у неё не было в детстве. Далее Монро даже купила дом по соседству со своим психоаналитиком, лишь бы быть ближе к нему. Гринсон и сам был буквально одержим своей звездной пациенткой, но все психиатры стремились не помочь Монро, а залезть к ней в голову, узнать истории, грязные секреты звезды. Она больше ничего не могла решать самостоятельно и всё сильнее погружалась в бездну отчаяния.
Гринсон был на связи с Монро в любой момент, каждый час он отвечал на её телефонные звонки. Мэрилин стала частью семьи Гринсонов – она дружила с его женой и детьми.
Известен случай, когда Гринсон был в отъезде, и, когда Мэрилин потребовалась помощь, она позвонила сыну и дочери Гринсона, который приказал детям в его отсутствие отзываться на все просьбы Мэрилин. Дэн и Джоан приехали и застали актрису в спальне в состоянии глубокой депрессии со всеми признаками передозировки. Гринсоны вызвали врача.
Гуру, каким стал Гринсон для Мэрилин, рекомендовал ей нанять домоправительницу Юнис Мюррей, которая поставляла ему все подробности жизни Монро. Мэрилин всегда тяготилась присутствием Мюррей и до последнего дня обращалась к ней не иначе как «мадам».
Вплоть до роковой ночи, когда Мэрилин Монро не стало, Гринсон шел по пути игнорирования и недопустимого нарушения основополагающих принципов психоанализа. На мой взгляд, если бы в жизни актрисы появился другой человек, который хотел по-настоящему ей помочь, а не обрести славу "психиатра секс-символа", тогда Монро могла прожить гораздо больше и не закончить свою жизнь так ужасно.