Найти в Дзене
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Музыка камня

Оглавление

Коллекционная огранка – искусство редкое и сложное в исполнении. За счёт чего, каким путём достигается практически идеальная форма огранки кристалла и его магическая притягательность для любителей камня?

   Ключ мироздания stalker
Ключ мироздания stalker

Существует мнение, что огранка камней – ремесло прикладное. Причина такого взгляда понятна. Ограненными камнями, в основном, занимаются ювелиры, вставляя их в свои изделия. Обычно, это небольшие камни, работа с которыми не требует высокой квалификации. Владимир Аркадьевич Силин развенчал этот устойчивый миф, создав свой стиль и выведя огранку на уровень высокого искусства. Работы Силина привлекают своей глубиной и невероятной грацией. По словам Мастера, его интересуют крупные камни: «Мне интересно работать с камнем, как с самодостаточным материалом, представлять огранку как самостоятельное искусство. Нравится работать с крупными формами, чтобы можно было взять камень в руки и рассмотреть, не пользуясь дополнительными инструментами».

   Перо гения stalker
Перо гения stalker

Коллекционная огранка – это, конечно, не только крупный камень. Среди других её может выделить редкий цвет или минералогические включения, интересная форма и наполненность смыслом. Огранка – это всегда компромисс. С одной стороны, из сырья нужно «вытянуть» всё имеющееся, с другой, надо учитывать свойства камня, оптические законы построения огранки, и, самое главное: камень после огранки должен выглядеть гармонично. Эти вопросы и решает профессиональный огранщик при индивидуальной работе с камнем.

   Мастер огранки Владимир Аркадьевич Силин stalker
Мастер огранки Владимир Аркадьевич Силин stalker

По профессии Владимир Аркадьевич геофизик, в 1978 году он закончил Свердловский Горный институт (сейчас Уральский государственный горный университет) по специальности «геофизические методы поисков и разведки полезных ископаемых». Двенадцать лет проработал в сейсморазведочной партии Баженовской геофизической экспедиции. Постепенно увлекся камнями, как и многие уральцы. Ездил за агатами, пробовал обрабатывать коллекционные образцы. Учился гранить, работал с ювелиркой, но потом полностью переключился на обработку камня. С 2000 годов, когда миновали 90-е, с их финансовыми кандалами, начал уделять больше внимания художественному развитию и техническому совершенствованию. В итоге был выработан собственный, авторский стиль, который отличает его работы уникальностью и притягательностью.

Разговор с камнем

Иногда кажется, что огранка – это своеобразный разговор с камнем. Как будто ему, камню, задаются вопросы: «Что скрыто за твоими границами, какие миры хранишь в себе, где можно поставить точку, многоточие, восклицательный знак?». И, как мы видим, камни отвечают ему. Все коллекционные работы мастера с авторской огранкой изготовлены из кварцевой группы – дымчатый кварц, цитрин, хрусталь с Астафьевского месторождения (Южный Урал), кроме одного, с Приполярного Урала. Всё это сложные моноблочные композиции, то есть цельные, не склеенные. Глядя на эти произведения, стоит попробовать провести один эксперимент. Например, «войти» в камень, побыть там, внутри. Процесс очень увлекателен: в глубине кристалла с искусной огранкой мерцает нечто родственное душе. Пространство внутри камня, когда мы внимательно, с интересом, смотрим на него, наполняется смыслами, фантастическими образами. Пусть эти образы придумываем мы сами, но именно камень дарит нам свободу фантазии. Это настоящие картины. Там есть герои, есть оттенки настроения и множество смыслов, которые автор кратко, в афористичной форме расшифровывает.

   Ваза хозяйки горы stalker
Ваза хозяйки горы stalker

К уровню мастерства Силин шёл не один год, собственным путём, изобретая новые способы работы с материалом. Одна из его новаторских разработок – оборудование для высшей степени сложности так называемой «внутренней огранки», то есть камни с входящими внутрь углами. Для внутренней огранки необходимо специальное оборудование. В 2006 году Владимир Аркадьевич сконструировал и изготовил уникальное оборудование, в итоге его новые методы работы с камнем расширили границы гранильного искусства.

   Старик. Холодное сердце stalker
Старик. Холодное сердце stalker

Привлекают взгляд многие композиции мастера. Например, «Старик» (кварц с включениями).Эта вещь вызывает смешанные чувства: восхищение большой наполненной жизнью. Сочувствие и сопереживание: слева на камне мы видим скол (так выглядел кварц изначально, без огранки), как след от перенесённых страданий. И всё же надежду: все наши раны залечиваются временем. Одна из его работ сродни философской притче о душе. В композиции «Два я» мы видим двойственную природу человека.

   Два Я. Горячее сердце stalker
Два Я. Горячее сердце stalker

Вот темнота (наверное, не ужасающая тьма преисподней, а, скорее, временное затемнение света, помутнение, которое случается с каждым из нас). И рядом – светлый золотой мир. Дымтрин (такое название автор дал в своё время сочетанию дымчатого кварца и цитрина) создаёт и мрак, и осветление помрачённого мира. Наверное, постигать смысл такой работы мастера для нас, зрителей – ещё один способ работы с душой. Вам совершенно точно не грозят уныние или разочарование, потому что мир камня всегда разный. Неповторимый. И вместе с ним вы открываете грани природы, не только живой природы вокруг, но и своей души. Мастер дал притчу-расшифровку почти каждой своей работе. В «Два я» она такая: «Характеры и судьбы. Вечная тема борьбы добра и зла, света и тьмы. В каждом человеке это есть».

Извлечь музыку

Понравилась и запомнилась ещё «Лестница в небо», работа 2019 года (частично огранённый кварц). В этой композиции совершенно точно есть нечто от настоящего рок-н-ролла: ступени лестницы внутри камня, музыкальная стройность. И в то же время взрывной характер темперамента музыкантов.

   Лестница в небо. Говорит камень.JPG stalker
Лестница в небо. Говорит камень.JPG stalker

Неукоснительный, ровный ритм ударных, эмоциональность гитары Джимми Пейджа и сыроватость, импровизация вокальных партий Роберта Планта. Интересный взгляд Владимира Аркадьевича на музыку «Цеппелинов», можно назвать его «музыка, сверкающая в кварце». Пожалуй, надо сильно любить камень, чтобы чувствовать его волшебный язык, его природу.

Автор: Герулайте Ингрид,  Фото: Силин Владимир

Опубликовано в журнале Уральский следопыт

✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях

Подписка на журнал в каталоге ПОЧТА РОССИИ