Найти тему

Как мы всё время рассказываем одну и ту же сказку

Иллюстрация к одной из моих любимых сказок
Иллюстрация к одной из моих любимых сказок

Сегодня каждый читатель сможет почувствовать себя экспертом, потому что речь пойдёт о волшебной сказке. Я хочу рассказать об одной известной и очень интересной теории, связанной с ней, после чего каждый сможет почувствовать себя литературоведом, сопоставив любимые сказки с представленной схемой. Или с презрением опытного критика заявить, что всё не так.

Речь идёт об идее, высказанной известным советским фольклористом Владимиром Яковлевичем Проппом в книге “Морфология волшебной сказки” (1928г.). Исследователь заметил, что все фольклорные волшебные сказки имеют схожие элементы, и предположил, что их можно каким-то образом классифицировать. Работа зашла так далеко, что в итоге Пропп пришёл к выводу, что все эти тексты и вовсе построены на едином каркасе, то есть представляют из себя последовательность одинаковых действий, в которых различаются только имена персонажей и внешние атрибуты.

Он проиллюстрировал это следующим примером:

Сравним следующие случаи: 1. Царь дает удальцу орла. Орел уносит удальца в иное царство (Аф. 171).
2. Дед дает Сученке коня. Конь уносит Сученко в иное царство (132).
3. Колдун дает Ивану лодочку. Лодочка уносит Ивана в иное царство (138).
4. Царевна дает Ивану кольцо. Молодцы из кольца уносят Ивана в иное царство (156); и т.д.

Мы видим, что, несмотря на смену имён и атрибутов, суть происходящего одинакова: герой получает волшебный объект и перемещается в пространстве. На гипотезе о том, что функции действующих лиц - величина постоянная, Пропп и строит своё исследование.

После анализа волшебных сказок из сборника “Народные русские сказки” А.Н.Афанасьева он приходит к выводу, что максимально возможное количество таких действий - 31. Некоторые из них могут быть пропущены, но их порядок всегда неизменный.

Таким образом выяснилось, что, читая или рассказывая волшебную сказку, мы по-сути повторяем один и тот же скелет истории, который за счёт сочетания разнообразных персонажей и атрибутов (их полный список в книге прилагается) создаёт иллюзию уникальности каждого отдельного текста.

Попробуем представить, как выглядит эта абстрактная прасказка по мнению Проппа. Несколько оговорок. Во-первых, эта схема относится исключительно к фольклорным сказкам, авторские могут как следовать ей, так и нарушать. Во-вторых, данный пересказ довольно сильно упрощён, опущены многие вариации одного и того же действия. За деталями рекомендую обратиться к первоисточнику - это действительно интересная книга.

Итак, начинается наша сказка ситуацией благополучия. Живут себе все тихо да мирно, как вдруг один из членов семьи решает отлучиться из дома: на работу, в гости, по торговым делам. Или просто умирает. Перед этим он обращается к герою с запретом или просьбой: не заходи в комнату, не ешь яблок, не ходи гулять. Конечно, запрет тут же нарушается, и изначальное благополучие постигает внезапная беда.

В повествование вступает антагонист, то есть злодей-вредитель. Поначалу он производит разведку: пытается выведать секрет богатства героя или найти его самого. Или, как мачеха из всем известной сказки, спрашивает у зеркала, есть ли кто на свете милее. Информацию эту злодей получает, после чего подступается к жертве с обманом. Чаще всего он изменяет внешность/голос, обращается с просьбами о помощи, желая выманить у жертвы искомое. Редко применяется прямо насилие.

Жертва поддаётся обману или влиянию магии антагониста (например, засыпает). После этого наступает ситуация, которую Пропп называет “недостача”. Злодей похищает какую-то ценность героя, члена его семьи (бросает в море в бочке), убивает волшебную корову. Иногда обходится без отрицательного персонажа: герой просто отправляется на поиски того, чего ему не хватает: какой-то диковинки или невесты, например.

Напоминаю, что любые элементы в этой схеме могут быть пропущены, но последовательность обязательно сохраняется. Наверняка многие вспомнят пример сказок, которые начинаются сразу с поисков, без предварительного вредительства.

В любом случае герой отправляется (или отсылается другими) из дома. По пути ему встречается следующий персонаж-функция - даритель, от которого герой получает волшебное средство. Для этого ему предстоит пройти испытания: решить трудную задачу, выполнить работу, просьбу умирающего, пощадить щуку. Иногда даритель может быть злым, тогда испытание будет представлять собой попытку убить героя (посадить в печь).

Главное, что результатом здесь становится получение волшебного средства, животного или просто заветного слова. С их помощью он переносится к месту, где находится искомое. Это, как правило, другое царство, дно океана или небо.

Так герой и антагонист вступают в борьбу. Она может быть как настоящим поединком, так и шуточным, где герой побеждает обманом. Иногда он не только побеждает, но и получает особую отметку-шрам либо предмет (полотенце или кольцо). Это нам пригодится позже.

Недостача ликвидируется, герой может возвращаться домой, часто преследуемый погоней. На этом многие сказки заканчиваются. Но не всегда.

В некоторых случаях действие заходит на второй круг: опять искомое отбирается (на этот раз братьями-соперниками условного Ивана). После этого повторяются предыдущие ходы со встречей с дарителем, получением нового волшебного предмета и т.д. Но после перемещения к месту поисков действие идёт иначе.

На новом месте за добытчика и победителя уже выдают себя другие. Чтобы доказать свою правоту, герою приходится пройти через испытания: отгадать загадку, искупаться в кипятке, выбрать нужную девушку из двенадцати и т.д. После успешного решения задачи героя узнают по тому самому шраму или предмету, добытому в первой битве.

Лжегерой изобличается, настоящий преображается, получая новые одежды или дворец. Он воцаряется и/или вступает в брак. Вот и сказке конец.

Далее Пропп даёт более подробную классификацию типов мотивации героев, элементов-связок и прочего, что невозможно пересказать в формате краткого обзора.

Надеюсь, многие почувствовали, что одной волшебной сказкой эта схема не ограничивается. На самом деле такую модель инициации (а именно к ней Пропп сводил весь жанр) успешно эксплуатирует массовая культура. Более того, как минимум в XIX веке схожим образом строились весьма достойные литературные тексты. Из моего недавно прочитанного под неё смело можно подвести романы Загоскина. Не пренебрегал ею и Пушкин, о чём можно почитать здесь:

А ещё можно почитать о сказках с другой точки зрения: