О существовании такого явления, как готовые домашние задания, я знал, абстрактно, достаточно давно. Сам в школе никогда ими не пользовался, как педагог тоже с ними не сталкивался до тех пор, пока не придумал поработать в школе. Вот тут-то меня и охватило осознание глубины детского дебилизма инфантилизма, в котором живут школьники.
Проблема номер один заключается в том, что дети, списывая с ГДЗ, верят, что им за этот невероятный труд положена положительная оценка. Очень обижаются, когда домашнее задание на оценку даётся на листочке, найти который ни в каком ГДЗ не получится. Особенно роскошно, когда на этом листочке предлагаются задачи из того же учебника, по которому решали в классе, только номера не указаны - и всё, милые "отличники" с красивыми и аккуратными решениями из ГДЗ сдают какой-то невнятный бред сивой кобылы. Аналогично, когда проводишь "летучку" по мотивам домашнего задания в начале урока - те же задания, только с другими числами... Да не обязательно с другими, можно и с теми же: результат тот же - в тетради всё красиво, а на листочке при закрытой тетради ничего не получается.
Проблема номер два в том, что дети не учатся на своих ошибках. Даже если их, как котят, тыкать носом в каждое списывание, они продолжают исправно приносить одно и то же раз за разом. Возможно, если пойти на принцип, то придут родители, требующие оценить старания их деточки: в его работе всё верно, а то, что он досимвольно списывал...
Возможно, ГДЗ полезно для борьбы с формализмом: ребёнок, который всё может решить сам, но оформляет хронически не так, как этого требует по ЕОРу учитель, избежит снижения оценки, благополучно списав. Но учитель, у которого можно получать хорошие оценки, списывая с ГДЗ, глубоко неправ. К сожалению, времени и сил на борьбу с повальным списыванием хватает немногим. Даже хитрости вроде специального подбора задач, в которых в ГДЗ допущена ошибка, не учат школьников, что они поступают неправильно: подумаешь, получил двойку один раз - зато в другой-то раз "прокатит".
Современные школьники обленились: они не хотят думать, а если приучить их, что аккуратно списанное домашнее задание ценнее самостоятельно, но коряво, сделанного, то учиться они уже не смогут никогда. И если кого-то ещё удивляет студент технического ВУЗа, не умеющий складывать дроби (а чего тут думать: просто сложим числитель с числителем, а знаменатель - со знаменателем), то меня уже нет. Оценки получал за ГДЗ, экзамен сдал за счёт натаскивания (возможно, другие навыки не так проседают, или просто повезло, как той заслуженной доярке...)
Возвращаясь к первой проблеме: школьники зачастую даже не понимают, что их списывание очевидно. Они порой могут прийти качать права, даже попросить объяснить, что у них сделано неправильно - это, правда, лечится встречным предложением объяснить, что именно у них сделано. Искренне обижаются, что не хочешь им ставить 5 за полное отсутствие знаний.
А почему, собственно, они настолько убеждены в том, что получат оценку за списанное? Потому что, очевидно, получали раньше. И потому, что им известно, насколько школа в целом и учитель в частности заинтересованы в их хороших оценках. Потому что массовая школа настолько завралась в стремлении доказать, что она обеспечивает "высокий уровень освоения программы", что и ученики считают абсолютно нормальным продолжать эту ложь в подтверждение ожидаемых показателей.
Есть много причин, которые мешают массовой школе сегодня давать самое лучшее в мире образование. И если вместо того, чтобы их признавать и решать, продолжать их отрицать (а то же самое списывание с ГДЗ явно имеет системный характер и неизлечимо усилиями единичных учителей, прилагающих для этого титанические усилия), то никаких предпосылок для улучшения ситуации не предвидится.
Но тем не менее, коллеги, есть методы борьбы со списывальщиками - главное захотеть, поставить цель и последовательно гнуть свою линию, не ставя за использование ГДЗ даже тройку. Страшно и напряжно, да. Но без этого их вообще бессмысленно учить - учиться не будут.