Продолжаем публикацию материалов по первым "новикам" Черноморского флота. Начало истории эскадренных миноносцев типа "Дерзкий" можете найти на нашем канале ЗДЕСЬ и ТУТ.
Продолжение, начало статьи - ЗДЕСЬ
Как мы помним, после 12 апреля 1915 года «Дерзкий» получил небольшой "перерыв" - в одном из походов в котлах произошло засоление, и корабль отправили в Севастополь для ремонта. Но вскоре эсминец снова был в строю, и уже 24 апреля «Дерзкий» под флагом командира дивизиона В.В.Трубецкого и «Беспокойный» вошли в порт Козлу, обстреляли портовые сооружения и потопили пароход «Селаник», а в порту Эрегли – пароход «Миллет». Кроме того, с «Дерзкого» даже высадили на берег в Эрегли подрывную партию, которая вывела из строя электростанцию и благополучно вернулась на корабль. Сообщение о десанте с «Дерзкого» в 10:00 прибыло из Эрегли в Константинополь, где решили, что началась высадка русских войск. В море немедленно вышел «Гебен», но он разминулся с русскими кораблями. Один из случаев, когда "Гебен" намеренно искал встречи с русскими кораблями
Встреча русского флота с «Гебеном» произошла утром 27 апреля на подходах к Босфору, когда два русских броненосца («Три Святителя», «Пантелеймон») под прикрытием миноносцев направлялись к проливу, готовясь обстрелять турецкие батареи. В ходе скоротечного боя (23 минуты) немецкий линейный крейсер получил несколько попаданий с русских кораблей и быстро покинул поле боя, пользуясь преимуществом в скорости. В этом бою у Босфора главных сил с «Явузом» эсминцы не участвовали и держались в стороне.
Начиная с мая 1915 года черноморские «новики» перешли к действиям у турецкого побережья парами. Так, 4-6 мая эсминец «Дерзкий» с «Беспокойным» осмотрели побережье от Констанцы до Босфора и от Босфора до Зунгулдака, потопив в районе Босфора турецкий пароход «Шахин». А уже 7-9 мая «Дерзкий» вновь прошел рейдом по тому же маршруту со своими тремя «систершипами». В июне такие рейды продолжились, и «Дерзкий» также принимал в них участие.
28 мая (10 июня) «Дерзкий» и «Гневный» снова отправились к Зонгулдаку. При подходе к побережью они столкнулись с сильным огнем береговых батарей. Однако русские эсминцы прорвались сквозь огневой заслон и потопили на рейде огнем артиллерии два транспорта и парусник, после чего направились вдоль берега к Босфору. Осознавая серьезность опасности, которая исходила от действий русских эсминцев, немцы и турки предприняли попытку изменить ситуацию, и 10 июня в море отправился крейсер «Мидилли» («Бреслау») для обеспечения перевозок угля из Зонгулдак. Уже возвращаясь обратно, ночью 29 мая (11 июня) он столкнулся с «Дерзким» и «Гневным».
Как отмечали В.П.Заболоцкий и В.А.Левицкий в своей монографии «Первые «новики» Черноморского флота»: « … в Минной бригаде и штабе командующего Черноморским флотом часто обсуждался вопрос возможности успешного боя дивизиона из четырех турбинных эсминцев с германо-турецким крейсером «Мидилли» («Бреслау»). При этом сторонники такой идеи основывались только на подсчете количества орудий (двенадцати 102-мм в бортовом залпе на эсминцах против шести 105-мм на крейсере). Во время обсуждения … часто ставился вопрос: «Неужели вы с четырьмя миноносцами будете уходить от одного «Бреслау», имея двойное превосходство над ним в числе пушек?». На это оппоненты справедливо возражали, что управлять огнем шести орудий, установленных на одном крейсере, было куда проще, чем двенадцатью орудиями на четырех эсминцах. Более того, крейсер имел бортовую броню толщиной до 60 мм, механизмы и котлы, расположенные в подводной части и сверху прикрытые бронированной палубой толщиной до 40 мм, в то время как на эсминцах жизненные части вообще ничем не защищены. Поэтому любое попадание в крейсер водоизмещением 5 000 т не снижает его боеспособность, в отличие от такого же попадания в эсминец водоизмещением 1 500 т. Наконец, маневрирование в бою одного крейсера гораздо легче, чем четырех эсминцев. Справедливость сказанного как раз и подтвердил ночной бой 29 мая (11 июня) 1915 года».
Встреча была неожиданной для обоих противников. В 2 часа ночи в 30 милях от Босфора с головного «Дерзкого» обнаружили по правому борту огни встречного судна и, оповестив «Гневный», стали занимать выгодную позицию для торпедного залпа. Спустя три минуты цель включила прожектор и была опознана русскими как «Мидилли» («Бреслау»). Немцы на несколько секунд прожектором осветили море и, не обнаружив «Дерзкого», успевшего разминуться с крейсером и оказаться у него по корме, остановились на «Гневном», по которому тут же открыли огонь. Первый залп лег перелетом, сбив стеньги мачт, второй – за кормой, так как «Гневный», резко увеличил ход. Но третьим залпом «Мидилли» («Бреслау») добился попадания двумя 105-миллиметровыми снарядами в нос «Гневного», который на некоторое время потерял ход. В это же время находившийся на кормовом мостике артиллерийский офицер «Дерзкого» лейтенант Н.Б.Федосеев приказал двум кормовым орудиям открыть огонь, не дожидаясь разрешения командира. Завязался неравный бой двух эсминцев против легкого крейсера, причем целую минуту и 45 секунд крейсер с дистанции 10-12 кбт стрелял по «Гневному», а «Дерзкий» – по крейсеру, поражая его продольным огнем с кормы. В ходе короткой перестрелки на дистанции всего 10 кабельтовых за 4 минуты в «Мидилли» («Бреслау») попали 3 снаряда. Повреждения были невелики – уничтожена радиостанция, вспыхнул пожар, 7 человек погибли, 15 были ранены, но этого хватило «немцу». Крейсер «Мидилли» («Бреслау») увеличил скорость и поспешил укрыться в проливе, воспользовавшись темнотой, вместо того, чтобы добить слабого противника.
Эсминец «Дерзкий», который маневрировал на высокой скорости, повреждений не получил, и, хотя он остался один, его командир капитан 2-го ранга А.О.Гадд попытался преследовать германский крейсер. Но когда прожектор на крейсере погас, на «Дерзком» потеряли цель. Вскоре на флагмане заметили отсутствие «Гневного» и вернулись на поиски «собрата». На «Гневном» же, когда заметили приближение неизвестного корабля, то заложили подрывные патроны, готовясь к бою, который для неподвижного корабля стал бы последним. Однако при приближении в неизвестном корабле опознали флагманский «Дерзкий», который в 9:00 взял на буксир поврежденного «Гневного». Вскоре удалось поднять пары в одном котле, и далее «Гневный» уже пошел своим ходом. Оба эсминца благополучно прибыли в Севастополь 12 июня. И, хотя вражеский боевой корабль не был уничтожен, экипажи эсминцев в неравном бою сражались самоотверженно и заставили его отступить. Многие офицеры получили боевые награды.
3 июня (16 июня) вблизи Карасу в Угольном районе эсминец «Дерзкий» вновь отличился и опять вместе с «Гневным – они повредили артиллерией турецкий транспорт «Эдирне», а затем добили его торпедой. В ходе крейсерства у берегов Румелии и западной Анатолии 1-3 июля (14-16 июля) «Пронзительный», «Беспокойный» и «Дерзкий» обстреляли Зонгулдак, где повредили два парохода (один из них затонул, но позже был поднят). Обнаружив в гавани три турецких эсминца и германскую подводную лодку UB-7, корабли отошли, а позже потопили в бухте Меджикой пароход и баржу.
8 сентября (21 сентября) произошла очередная встреча русских эсминцев с «Гебеном». В тот день действовавшие в Угольном районе «Счастливый» (под флагом начальника Минной бригады контр-адмирала М.П.Саблина), «Гневный» и «Дерзкий» уничтожили несколько караванов парусников с грузом угля. В 14:00 они обнаружили дым неизвестного корабля, приняв его сначала за крейсер «Гамидие». Однако при сближении стало ясно, что перед ними находится «Гебен», вышедший в море для сопровождения важного угольного транспорта.
Опознав русские эсминцы, немецкий линейный крейсер с дистанции 85 кабельтовых открыл огонь всем бортом, сосредоточив его на головном эсминце (ЭМ «Счастливый»). «Новики» развернулись, разошлись веером, сбивая немцам пристрелку, и стали уходить полным ходом, отстреливаясь из кормовых орудий. Как видим, еще одно доказательство ложных взглядов на возможность противоборства боеспособного крупного артиллерийского корабля и нескольких, пусть и быстроходных, эсминцев. Чаще всего в литературе указывается, что «Гебен» преследовал русские эсминцы около часа, активно обстреливая их. В этой ситуации не обошлось и без повреждений, при маневрировании на отходе сначала получил повреждение «Гневный», уменьшив ход до 29 узлов. Соответственно снизили скорость и остальные эсминцы. А затем разорвавшийся в 6-8 м за кормой снаряд выбил несколько заклепок, помял обшивку и вызвал течь на «Счастливом». Но, к счастью, с началом захода солнца в 15:15 (данные по берлинскому времени) линейный крейсер «Гебен» прекратил огонь и ушел.
В своей книге «Заметки о боевой деятельности Черноморского флота в период 1914-1918 гг. Часть 1» контр-адмирал В.К.Лукин так представляет данный эпизод: «…Отряд повернул, и тогда «Гебен» в свою очередь погнался за нашими миноносцами, развив свои 27-28 узлов хода. Погоня продолжалась 2 часа (до 17 часов), «Гебен» выпустил 16 залпов, но только один миноносец «Счастливый» получил несущественное повреждение от осколков гебеновских снарядов, других потерь в отряд не было. Вернувшись в Севастополь, миноносцы все-таки должны были произвести небольшой ремонт по механизмам после своего продолжительного большого хода».
Как видим, достаточно любопытная ситуация: не эсминцы гнали линейный крейсер, выходя на него в атаку, а наоборот, линейный крейсер пытался догнать «удирающие» эсминцы. Да, и такое могло быть в войне на море.
К осени 1915 года Черноморский флот пополнился новыми боевыми кораблями: летом в строй были введены еще пять «новиков» – это были корабли, построенные по утвержденным одновременно с «Дерзким» проектам, но строившиеся на балтийских заводах. Но главное усиление русского флота состояло во вводе в строй двух черноморских дредноутов, появление которых в боевом строю сразу отразилось на балансе сил на море и, соответственно, потребовало иной тактики. Нашлось место в этой тактике и «Дерзкому», и другим «новикам».
Но об этом в следующий раз, ))). Продолжение следует....
Источники: Апальков, Ю. ВМС Германии.1914-1918. Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков //Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Афонин, Н. Эскадренные миноносцы типа «Лейтенант Шестаков» / Н.Н.Афонин //Мидель-шпангоут, № 34 – 2013.- 102 с.; Граф, Г. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию /Г.К.Граф.- СПб: Гангут,
1997. – 488 с.; Заблоцкий, В. Первые «новики» Черноморского флота. Эсминцы типа «Дерзкий» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий //Морская кампания, № 8(21) – 2008.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Счастливый» /В.П.Заблоцкий //Морская кампания, № 4(49) – 2012.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Фидониси» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий // Морская коллекция, № 2(161) – 2013.- 32 с.; Козлов, Д. «Странная война» на Черном море (август – октябрь 1914 года) /Д.Ю.Козлов. – М: Квадрига, 2009. – 223 с.; Степанов,Ю. Эскадренный миноносец «Новик» /Ю.Г.Степанов, И.Ф.Цветков.- Л:Судостроение, 1981.- 224 с.; Усов, В. Эскадренный миноносец «Новик»/ В.Ю.Усов // Мидель-шпангоут, № 1 – 2001.- 38 с.; Чернышев, А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 224 с.; Чернышев, А. Русские суперэсминцы. Легендарные «Новики». – М: Яуза, ЭКСМО, 2011.– 176 с.; Чернышев, А. Эсминцы типа «Новик». Лучшие эсминцы Первой мировой. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2018. – 224 с.