Политолог Збигнев Бжезинский, который был американцем, предсказал будущее Соединенных Штатов, и, к сожалению, его предсказания, похоже, сбываются. Грамотные действия и политика правительства могли бы избежать подобных ситуаций. В своей книге «Великая шахматная доска: доминирование Америки и ее геостратегические императивы» Бжезинский предупредил, что союз между Китаем, Ираном и Россией подвергнет Соединенные Штаты опасности. Он утверждал, что Соединенные Штаты должны использовать геостратегические ресурсы Западной, Восточной и Южной Евразии одновременно, чтобы избежать такого случая.
Бжезинский считал, что союз, который может сформироваться с Китаем, Ираном и Россией, будет вызван недовольством политикой Соединенных Штатов, а не какой-либо конкретной идеологией. Он понимал, что враждебные и недальновидные действия правительства США могут увеличить вероятность формирования альянса. К сожалению, пророческие предупреждения Бжезинского, похоже, остались без внимания Вашингтона.
Вашингтон развязал торговую войну с Китаем, ввел санкции против Ирана, вынудив его возобновить свою ядерную программу и оказал сильное давление на Россию. Поступая таким образом, правительство США поставило себя в скомпрометированное положение, поскольку ему приходится иметь дело с возможным союзом между Китаем, Ираном и Россией.
Бжезинский был убежденным человеком и считал, что ключом к мировому господству является поддержание баланса на евразийском континенте. Соединенные Штаты, как и любую сверхдержаву в системе баланса сил, постоянно беспокоят амбициозные соперники. Следовательно, чтобы сохранить свое глобальное господство, Соединенные Штаты должны управлять матрицей баланса сил, чтобы гарантировать отсутствие соперников, которые могли бы быть достаточно сильными, чтобы бросить вызов Соединенным Штатам.
Соединенные Штаты были в авангарде усилий по ослаблению Китая, Ирана и России. Однако эта политика может изменить баланс сил, за который так страстно ратовал Бжезинский. Соединенные Штаты потенциально могут оказаться в ловушке, столкнувшись с альянсом, который в конечном итоге попытается превзойти их численностью.
В настоящее время у России нет хороших дипломатических отношений с США из-за разногласий по Украине, Сирии и контролю над вооружениями. Тем не менее у России крепкие связи с Китаем, а потому с Ираном может образоваться мощный блок. Если альянс действительно сформируется, это может нанести ущерб Соединенным Штатам. Постоянное военное присутствие Соединенных Штатов в Персидском заливе, Закавказье и Центральной Азии только разжигает враждебность, с которой сталкиваются Соединенные Штаты.
Вера Бжезинского в балансировку весов проявляется в бывшем союзе Соединенных Штатов с Ираном при правлении шаха, когда Соединенные Штаты поставили Иран в сильное положение в Персидском заливе. Таким образом, баланс сил сместился в пользу США. Однако враждебные действия Соединенных Штатов во время иранской революции 1979 года, приведшие к кризису с заложниками в Тегеране, ознаменовали конец американо-иранских отношений.
Враждебные действия США против Ирана привели к смещению баланса в пользу Советского Союза. Советский Союз укрепился за счет ухода Ирана из Соединенных Штатов, о чем свидетельствует сделка Ирана с Советским Союзом по поставке оружия и его враждебность к Соединенным Штатам.
Бжезинский был яростным противником расширения Советского Союза. Политолог понимал, что советский экспансионизм будет иметь глобальные последствия. Он предсказал и предположил, что властный Советский Союз в конечном итоге станет изолированным и уязвимым.
Предсказания Бжезинского о Советском Союзе позже сбылись, но он не предвидел, что Советский Союз рухнет мирным путем. Однако после распада Советского Союза Бжезинский настаивал на своем убеждении, что нужно уравновесить чашу весов. Он призвал Соединенные Штаты сохранить свое присутствие в Центральной Азии, настаивая на том, что это будет эффективно препятствовать экспансии Китая в регион.
В своем выступлении в Фонде «Наследие» в 1997 году Бжезинский отметил, что Тайвань, Япония, Индия и другие страны хотят, чтобы Соединенные Штаты были значительной силой в регионе. Бжезинский надеялся, что Соединенные Штаты смогут выступить в качестве уравновешивающей силы в регионе.
Бжезинский также считал, что Соединенные Штаты должны приспосабливаться к изменениям, вызванным появлением Китая в качестве глобального игрока, и что прямая конфронтация между США и Китаем не является неизбежной, поскольку приведет лишь к взаимной катастрофе. Соединенные Штаты должны начать диалог с Китаем и установить правила, регулирующие американо-китайские отношения.
Однако Соединенные Штаты заняли конфронтационную позицию по отношению к Китаю, а президент Дональд Трамп спровоцировал торговую войну и занял жесткую позицию в отношении деятельности Китая в Южно-Китайском море. Это действие только укрепит решимость Китая.
Постоянное вмешательство Соединенных Штатов в дела Ближнего Востока заставило иранских лидеров поверить в то, что его существование необходимо защищать. Действия Вашингтона на Ближнем Востоке не оставили Ирану другого выхода, кроме как в сторону России и Китая.
Иранская ядерная сделка изначально улучшила американо-иранские отношения, но выход администрации Трампа из соглашения заставил Иран найти утешение в России и Китае. В 21 веке Иран, Россия и Китай установили трехстороннее сотрудничество, которое связывает их в стратегическом партнерстве.
Иран сделал акцент на установлении более тесных экономических и политических связей с Россией. Иран и Россия разделяют взаимную антипатию к США и стремятся вытеснить их с Ближнего Востока. Иран и Россия часто сотрудничают в таких областях, как сирийский конфликт.
Китай является важным и растущим партнером Тегерана в области энергетики, поддерживая нефтяной, газовый и нефтехимический секторы Ирана. В 2016 году Иран и Китай официально установили всеобъемлющее стратегическое партнерство, обязавшись расширять сотрудничество в области СМИ и культуры, торговли и энергетики.
Перед лицом растущей враждебности Америки Китай, Россия и Иран объединяются, чтобы создать единый фронт. Центральное место в этом единстве занимает противостояние американскому запугиванию ради сохранения своего суверенитета. Объединяясь, эти государства увеличивают свою мощь и способны защищаться от США.
Недальновидная политика Америки создала среду, в которой Иран, Россия и Китай могут найти точки соприкосновения, чтобы противостоять предполагаемой американской угрозе. Соединенным Штатам следовало бы избежать сложившейся ситуации, приняв более прагматичный и дипломатический подход. Предостережения Бжезинского оказались критически важными для понимания текущей ситуации и сохранят свою актуальность в будущем. Второе предположение о его точке зрения было бы ошибкой.