Найти в Дзене
МаргоАрт

Сойти с ума и написать шедевр! (Часть 5)Как моральное выгарание сломало Федотова.

П. А. Федотов Автопортрет 1848 г., Бумага, акварель, тушь, перо. 40,1 × 32,2 см., Государственная Третьяковская Галерея в г. Москва.
П. А. Федотов Автопортрет 1848 г., Бумага, акварель, тушь, перо. 40,1 × 32,2 см., Государственная Третьяковская Галерея в г. Москва.

Многих талантливых людей будто бы преследует злой рок. У многих очень печальная судьба. Художник Павел Андреевич Федотов не стал исключением.

Родился Павел в семье Суворовского солдата. Андрей Илларионович - отец художника участвовал в военных походах. С войны он привел пленную турчанку и женился на ней. Она рано умерла, поэтому вскоре Андрей Илларионович взял в жены Наталью Алексеевну Калашникову. В семье родилось трое детей: две дочери и сын Павел.

Детство Павла Федотова проходило в бедности. Его любимым местом для развлечений был сенник. Он забирался туда с соседскими ребятишками и им открывался вид на дворы. Мальчишки оказывались в роли наблюдателей за своими близкими и знакомыми.

В 1826 году Павла отдали в кадетский корпус. Павел обладал великолепной памятью, благодаря чему блестяще сдавал экзамены. За веселый нрав и общительность он быстро стал любимцем корпуса. Все свободное время Павел Андреевич посвящал рисованию карикатур на начальников и своих товарищей.

В 1833 году Федотов закончил обучение и был выпущен прапорщиком в лейб-гвардейский полк. После выпуска он окунулся в светскую петербуржскую жизнь, но быстро понял, что развлечения ему не по карману и занялся службой. Стесненность в средствах не мешала ему заводить новые знакомства и становиться душой любой компании. Познакомившись с учениками Академии художеств, Павел воспользовался их советом посещать вечерние классы Академии. Уроки явно пошли ему на пользу и скоро за ним закрепилась слава прекрасного портретиста. Особенно хорошо в то время он писал великого князя Михаила Павловича. Его портреты он часто писал на продажу в различные магазины.

Великий князь ценил творчество художника и показывал его картины государю, в результате довольно-таки скоро Федотов ознакомился со следующей резолюцией: "Государь император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц, и потребовать от него письменного на это ответа"

Федотов был озадачен. Он сомневался в силе своего таланта, чувствовал, что ему не хватает техники. И подал рапорт о том, что просит разрешения продолжать службу и при этом оставить ему на полтора года возможность воспользоваться предложением.

В января 1844 года Павел все-таки решает уволиться в пользу живописи. Он ушел со службы, но сохранил право носить военный мундир.

Теперь Павел мог творить свободно, однако скромного содержания назначенного царем все равно едва хватало на его нужды. Ему приходилось экономить буквально на всем едва сводя концы с концами.

Через некоторое время у Федотова выработался свой фирменный стиль. Его картины были исполнены иронии и скрытого смысла.

Сватовство майора. 1848 г., Холст, масло. 58,3 × 75,4 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сватовство майора. 1848 г., Холст, масло. 58,3 × 75,4 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Свежий кавалер. 1846 г., Холст, масло. 48,2 × 42,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва
Свежий кавалер. 1846 г., Холст, масло. 48,2 × 42,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

наверняка многие знакомы с этими полотнами еще из школьных учебников по русскому языку, так как сочинения по ним из года в год пишут школьники по всей стране.

Примерно в это же время увольняют в запас с офицерским званием его отца Андрея Илларионовича. Содержание семьи ложится на плечи Павла Андреевича. Он начинает упорно работать положа свою личную жизнь на алтарь искусства. Он искренне полагал, что если в твоей жизни есть живопись, то в ней не будет места ни одной даме.

Как то на волне популярности художника на него обратила внимание одна состоятельная и свободная дама, выразив желание выйти за него замуж. Однако, он отказал ей. Его не прельщала возможность начать сытую и размеренную жизнь.

Весной 1852 года начали проскальзывать признаки надлома художника. Он сделался мрачный и молчаливый. Им полностью завладела безотчетная тоска. Он вдруг стал ходить по магазинам и скупать свадебные атрибуты.

Друзья художника, наблюдая за ним, начали бить тревогу и донесли начальству Академии, что их товарищ душевно болен. Также о болезни Федотова доложили государю и тот выделил 500 рублей для лечения живописца. Павла Андреевича поместили в клинику для душевнобольных.

Не помогло. Болезнь прогрессировала. Казалось, что клиника лишь ухудшила состояние больного. Художника перевели в больницу Всех Скорбящих, где он умер в ноябре 1852 года. На момент смерти ему было 37 лет.

Ни лицо моральная усталость, перенапряжение и выгорание. А так же признаки депрессии. Так тяжелые жизненные обстоятельства свели сначала в беспамятство, а затем и в могилу молодого и перспективного художника