Найти тему
Истории

Рыжова и Самохвалов. Кто кого? Часть первая. Оля.

Про эту второстепенную парочку из "Служебного романа" не писал уже только ленивый. Но мне бы хотелось еще раз вернуться к этой теме.

Сегодня прочитала, Zina KorZina считает, что в паре Рыжова-Самохвалов главной в юности была Рыжова. А Самохвалов там второй, то есть, влюблен по уши в девочку Олю, потому что, мол, Самохвалов приезжий, а Оля — москвичка.

И я считаю, Зина Корзина ошибается — просто переносит реальность на кино. Да, в реальности актриса Светлана Немоляева была столичной штучкой, за которой ухаживал, в которую был по уши влюблен и, в итоге, женился самый невероятный красавец всего Советского Союза Александр Лазарев (что он самый красивый — это, конечно, исключительно мое мнение). И этот невероятный красавец был приезжим.

Только вот Оля Рыжова — не Светлана Немоляева, а Самохвалов — не Лазарев.

Да, конечно, информации в фильме об этих двоих дается маловато — и мы вынуждены процеживать в поисках истины совершенные крохи: взгляды, отдельные слова, интонации, выражения лиц героев.

Я считаю, что Оля Рыжова и в юности была липучей дурой и в свои сорок такой же осталась, а Самохвалов и в институте не был так уж особенно Ольгой увлечен, и, тем более, сейчас от нее уже просто бегает.

***

Сначала про Рыжову.

Вот Зина Корзина говорит: помните эпизод, где Оля прется в электричке на работу и кидает на кого-то огненный взгляд — то в одну сторону, то в другую — мол, а не интересуются ли ею. И что это, мол, признак того, что она привыкла к поклонению с юности и теперь ищет, кто бы на нее взгляд кинул.

Но ведь все как раз наоборот. Именно голодные до флирта бабы, которые с самой молодости недостаточно много флиртовали, пытаются поймать чей-то игривый взгляд. И к сорока годам, уже на излете молодости начинают чем дальше, тем активнее наседать на всех со своей нереализованной чувственностью.

Вы наверняка видели этих "шальных императриц", которые пытаются флиртовать со всеми подряд, которые наряжаются в "жуткие розочки" и липнут к мужикам, которых от них уже явно воротит. А они будто не видят, не замечают, какое отвратительное впечатление производят на окружающих своей тягой к флирту

Бабы, которые с юности были окружены поклонниками, которые наелись мужского внимания выше крыши, обычно и в 40+ ведут себя спокойно, даже где-то лениво. Лишний раз не флиртуют, не пытаются себя приукрасить. У них нет голода по флирту, по мужскому восхищению. Они остаются легкими в общении, не знаю как сказать... сытыми, что ли? В общем, не голодными по мужику — не наседают, не липнут, а, наоборот, даже немного отталкивают мужчин.

У меня есть такая знакомая, я про нее недавно писала.

***

Потом эпизод с ее вопросом, про который Зина Корзина так же упоминает ("А я еще как? Ничего?"). Вот Зина Корзина считает, что это, мол, еще одно воспоминание о прекрасной юности, где Оля была звездой пленительного счастья для всех — и для Самохвалова в частности.

Но снова тут я полностью не согласна с такой интерпретацией. Потому что все точно так же наоборот: сытые с юности мужским вниманием женщины к своим сорока годам уж точно не задают таких вопросов друзьям-мужчинам. У них самооценка не настолько шатается, чтобы искать опоры в чужой поддержке. У них самооценка на то и само-оценка, что они способны оценивать себя сами и оценивают себя достаточно адекватно и довольно высоко.

Кстати, про друзей-мужчин. У сытых мужским вниманием женщин обычно нет в друзьях тихонь и чучелок. А Новосельцев как раз такой — тихоня, излишне мягкий, такой тюфячок. Зачем такие мужики женщинам, которые окружены высококачественным мужским вниманием? У них выбор мужчин, готовых остаться друзьями, куда шире и лучше.

И потом. Даже невротичный тюфячок Новосельцев не испытывает к Оле никаких мужских чувств. Он ее, скорее, жалеет и морально поддерживает. Потому что она в социальной лестнице отношений, в лестнице востребованности стоит еще ниже него. Что еще раз доказвает: ну не была Оля в юности пределом мечтаний Самохвалова.

А еще в подтверждение моей позиции — ее излишняя хозяйственность, вываливание на лощеного вальяжного мужика бытовых и семейных подробностей (сын, операция мужа, его поездка в санаторий, оповещение, что ей надо в магазин, затхлое "не отстаю") и эта ее жуткая походка с авоськами в туфлях марки "здравствуй пенсия". Настолько жуткая, что при взгляде на нее Самохвалов — осторожный, хитрый и расчётливый Самохвалов, который слова лишнего не скажет, чтобы не портить отношения — не сдержался и выдал: "Ты помнишь, какая она была?"

Так не ведут себя женщины, которые с юности окружены мужским вниманием. Они не ходят сутулыми походками хозяйственных бабок. Они не посвящают давних знакомых в свои семейные подробности, не вываливают перед, в принципе, посторонними мужиками бытовые вопросы и задачи. Чтобы быть допущенным даже не к телу, а к подробностям личной жизни — это надо заслужить. Поэтому сытые женщины являются не слишком открытыми.

***

Зина Корзина считает, что это Рыжова бросила Самохвалова в юности, а не наоборот.

Но я и тут с ней не согласна. Это нелогично. И сейчас объясню, почему.

Вспомните самый первый момент встречи с Самохваловым. Вспомните, как Новосельцев ей говорит:
— Ну подумай?
— Не знаю. Ну кто?
— Юрка!
— Какой?
— Ну-у-у, будто у вас ничего не было...
И Рыжова тут же восторженно-радостно вспоминает, что у нее с кем было целых двадцать с лишним лет назад:
— Самохвалов?!

То есть, ну, звали бы Юрку не Юркой, а Джорджем, Алехандро или еще каким-нибудь Патрисом — было бы еще понятно, что Оля вспомнила ухажера, который по ней с ума сходил. Но у Самохвалова вполне обыденное имя, чтобы можно было так с пол-оборота вспомнить, кто это. Такой хорошей памяти не бывает у женщин, окруженных вниманием мужчин с юности. Так бывает у тех женщин, которые сами сильно влюбились — и не закрыли гештальт, то есть не завершили для себя отношения полностью. Так бывает у брошенных женщин.

То есть, н явно, это Самохвалов Олю бросил, а не она его

***

А еще у Рыжовой есть проблема, которая, вообще-то есть у многих — слепота. Непонимание своего реального положения, слепое пятно в том, что касается ее реальной зоны влияния. Она просто не видит, как к ней относится Самохвалов. Наоборот, встала над ним сверху и, типа, она главная. Припоминает ему с покровительственной улыбочкой: "А помнишь, как ты шикарно заказал, а потом у тебя денег не хватило?"

А еще она язвительно говорит "Я этот салат готовлю лучше, чем твоя жена". То есть, явно она завидует и потому не может удержаться от язвительности. Хотя сама, скорее всего, даже не понимает, что завидует — опять разговаривает сверху, типа она главная. А Самохвалов опять усмехается, стараясь перевести все в шутку. Но об этом эпизоде я напишу позже. Его надо разобрать подробнее.

Тут же Оля напрашивается на танец, хотя Самохвалов и не собирался ее приглашать. Напрашивается и не видит — снова слепое пятно — что выглядит липучей и неуместной. Только что съязвила в сторону его жены, и тут же требует потанцевать с ней.

Потом Оля бегает за Самохваловым, хотя, вроде бы, головой понимает, что нет у него к ней никаких чувств. Бегает и, из-за своей слепоты, тупо не понимает, что буквально насилует мужика собой, своим вниманием, и что вызывает этим у него чуть ли не отвращение. Она женщина Ачотакова. Я про таких еще напишу. Им, пардон, ссы в глаза — все божья роса. Они не видят ничего плохого в своем поведении, не видят, что сами унижают себя, что выглядят отвратительно и жалко.

И даже когда Самохвалов пытается ее от себя отклеить, и поэтому обнародует письма, Оля не прозревает, насколько сама себя унизила, насколько оттопталась на себе, наплевала на свое самоуважение. Она включает образ нежной дамы, которую незаслуженно (sic!) ранил жестокий мужчина. И несет этот образ светлый в сердце, даже не пытаясь оценить обстановку более адекватно и объективно.

Хотя, наверное, эта слепота нормальна. Если Рыжова, не дай бог, осознает, как сама себя, пардон, опустила своим поведением, как на самом деле жалко выглядит в глазах лощеного Самохвалова, каким антисексом на самом деле является — она еще и с катушек уехать может. Так что милосердная наша психика включает отрицание, как поступает почти всегда, когда осознание ситуации может принести настоящую муку и боль.

***

А что же Самохвалов?

А про Юрия Григорьевича я напишу потом. А то и так уже статья в простыню превратилась

____________________________________

Если вам понравилась статья, не забудьте про лайк.

Еще почитать:
Прокофия Людмиловна
Анатолий Ефремович
Ирония судьбы. Про Лукашина и Галю

Подписаться на канал