Найти тему
Ольга Огаркова

Что нужно знать о профилактическом визите Роспотребнадзора?

Я думаю, вы знаете, что Роспотребнадзор проводит как плановые проверки, так и внеплановые. Плановые проводятся строго по графику с учетом отнесения предприятий к категориям риска. Сейчас на них действует мораторий, кроме объектов с высокой и чрезвычайно высокой категорией риска. Внеплановые проверки проводятся, как правило, по жалобам, для контроля выполнения предписаний, по требованию Прокуратуры.

А с 1 июля 2021 года Роспотребнадзор уполномочен посещать любое предприятие с профилактическим визитом для консультирования и оказания помощи в организации работы.

Фактически это обычная проверка, только без санкций и повод для него не нужен.

Для заведений, которые только открылись, Роспотребнадзор обязательно придет с профилактическим визитом в течение года с момента их регистрации. Кроме того, профилактический визит можно “заказать”. Обычно такое делают перед плановой проверкой, чтобы заранее подготовиться, устранить все нарушения и не допустить штрафов. Для этого нужно направить соответствующее заявление в территориальный Роспотребнадзор.

Профилактические визиты могут проводиться как очно, так и путем использования видео-конференц-связи.

О визите уведомляют не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты начала мероприятия. Продолжительность - не более 1 рабочего дня. Но срок проведения может быть продлен до 3 дней, в случае, если нужны лабораторные исследования.

Если вас все-таки уведомили о профилактическом визите, знайте, вы можете отказаться! Но не позднее, чем за 3 рабочих дня. Причины могут быть разные. Например, подъем “сезонных” инфекций, чтобы избежать лишних контактов. А может быть ответ, что вы и так соблюдаете все требования санитарных норм. Или просто — отказ без причины. Это тоже соответствует закону. Для этого нужно отправить свой отказ в письменном виде в Управление Роспотребнадзора.

По итогам профилактического визита не выдаются предписания об устранении нарушений, а инспектор не вправе требовать устранить нарушения или выписать штраф. Вам могут дать только разъяснения, ответить на ваши вопросы, но все исключительно в виде рекомендаций. Информацию, которую инспектор получил во время визита, используют для отнесения объекта к категориям риска.

Но, если во время профилактического мероприятия выявят ряд серьезных нарушений, которые представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью потребителей, инспектор имеет право незамедлительно направить материалы о нарушениях своему руководству для принятия решения о проведении полноценной проверки.

Сведения о результатах проведения мероприятия вносятся в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий». По QR-коду, который нанесен на Решение о проведении визита, можно узнать всю информацию, касающуюся данного профилактического мероприятия.

Ну а теперь, я расскажу, что нужно сделать и как вести себя при профилактическом визите.

В первую очередь проверьте документы. В Решении о визите должны указываться ФИО инспектора, дата и время проведения мероприятия, реквизиты вашего предприятия. При несовпадении данных с реальной ситуацией или сомнениях в подлинности документов, можно позвонить в местное отделение Роспотребнадзора и уточнить информацию.

Обязательно предупредите и проинструктируйте персонал. Подготовьте предприятие к визиту, т.е. по максимуму устраните нарушения, которые вы видите сами.

Не нужно нервничать, будьте максимально дружелюбны с представителем Роспотребнадзора. Инспектор может как ограничиться беседой в обеденном зале, так и пройти для осмотра в производственные помещения. Задавайте ему вопросы, касающиеся соблюдения санитарных норм. Например, какой должна быть планировка и внутренняя отделка помещений, как правильно оборудовать коммуникации, в каком нормативно-правовом акте содержатся необходимые требования…

А о том, можно ли покупать в ближайшем магазине или на рынке продукты для приготовления блюд на предприятиях общепита, я расскажу в одной из следующих статей.