Найти тему
ART FLASH Magazine

Роль искусства в российских сериалах

Оглавление

Александр Симон

История привычных нам отечественных сериалов начинается в 90-х годах прошлого века. Сначала российских телезрителей покоряют американские и колумбийские теленовеллы, а позже и их «местные» адаптации.

Своего пика процесс такой локализации достигает к середине 2000-х, и уже каждому из нас становятся знакомы семьи из «Счастливы Вместе» (адаптация «Женаты… с детьми»), «Ворониных» (адаптация «Все любят Рэймонда»),«Моей прекрасной няни» (адаптация «Няни») и «Кто в доме хозяин?» (адаптация «Кто здесь босс?»). Несерьёзные, быстро снятые, нацеленные на высокие рейтинги и получение прибыли, они всё-таки находят место в сердцах зрителей и остаются там надолго.

Следующий виток сериальная жизнь постсоветского пространства совершает к началу 2010-х – массово появляются оригинальные и по-настоящему самобытные сериалы: «Кухня», «Восьмидесятые», «Последний из Магикян» (тут отсылка к классике мирового искусства присутствует даже в названии).

Но всё-таки: были ли музыка, мода, литература и живопись по-настоящему важными для этих проектов? Как создателям весёлых комедий и лёгких мелодрам удалось заставить нас помнить песни из заставок и шутки героев спустя 20 лет после выхода сериалов? Могли ли мы не заметить целый слой скрытых аллюзий на мировое и отечественное искусство, спрятанный в них? Попробуем разобраться.

«Кухня». Говорящие картины и лучший саундтрек в истории отечественного ТВ

Один из самых успешных сериалов телеканала СТС, знакомящий зрителя с «внутренней кухней» французского ресторана с живописным названием – «Claude Monet», вышел в 2012-м году. Интересно, что пилотный эпизод проекта, снятый годом ранее, значительно отличался от знакомой нам версии. Во первых, ресторан назывался в честь другого классика – «Гюго», а владельца заведения сыграл лидер группы Uma2rmaH Владимир Кристовский. Но чуть позже создатели решили дать ресторану имя знаменитого импрессиониста, а на роль хозяина пригласить Дмитрия Нагиева.

Промо-постер сериала «Кухня» (2012–2016)
Промо-постер сериала «Кухня» (2012–2016)

Проект сразу стал самым дорогим российским ситкомом с ценой в 200 тысяч долларов за эпизод. Только права на песню Бейонсе «If I Were A Boy» обошлись создателям в один миллион рублей! Но особого внимания заслуживает всё музыкальное сопровождение сериала – от мировых хитов Нины Симон и Эйприл Стивенс до современных треков, с которыми «Кухня» познакомила зрителя: «The Lost Song» The Cat Empire, «Prayer in C» Лилли Вуд, «I Know» Ирмы. Музыка не просто передавала атмосферу момента и настроение героев, но стала полноправным персонажем шоу. А зрители ждали финального трека не меньше, чем традиционного монолога Макса, подводящего итог событиям эпизода.

Новой для российского ТВ стала и визуальная составляющая проекта – особое внимание уделялось декорациям, оформлению локаций, операторской работе, образам персонажей.

К живописи создатели «Кухни» подошли так же серьезно, как и к саундтреку: на протяжении одной из серий главный герой – Дэн – ведёт диалог с картиной Сальвадора Дали «Сон». Лицо с картины отвечает на вопросы повара, советует, как поступить и вместе с героем реагирует на неожиданные сюжетные повороты.

Искусство во всех возможных формах играет важную роль в 6-ти сезонах сериала, определяя поведение и характеры героев. Работу знаменитого фотографа дарит Вике потенциальный покупатель «Claude Monet», привнося раздор в её отношения с Максом, уязвлённым невозможностью преподнести девушке такой дорогой подарок. Целые серии «Кухни» посвящены темам моды – с показом популярного шведского модельера, проходящего в отеле «Элеон»; кино – с невероятно ярким эпизодом, в котором герои сериала представляют себя актёрами в разных киножанрах – от ужасов до мюзикла.

Аллюзии к мировому и отечественному кинематографу пронизывают сюжетную канву шоу. Например, одной из самых интересных стала роль Дмитрия Назарова, который воплотил образ шеф-повара – Огюста Гюсто – ещё и в гениальном «Рататуе» от Disney и Pixar.

«Закрытая школа». Превращение Босха в Филонова

Выпущенная в 2011-м году «Закрытая школа» стала адаптацией испанского проекта «El Internado». Мистический триллер для подростков неожиданно обрёл огромную популярность у аудитории, а сюжетные линии были умело встроены в российскую действительность: элитный пансион переместился из солнечной Испании в усадьбу графа Щербатова в Подмосковье. Свою роль в сюжете сыграли и политические деятели царских времён, и Октябрьская революция, и Великая Отечественная война, и жестокая политика советских властей, и даже современные коррупция и бюрократия.

Первые сезоны сериала в целом опирались именно на искусство, а точнее на его поиски. Несколько заинтересованных сторон буквально охотились за циклом картин Павла Филонова «Лица», спрятанным в школе-интернате. В творчестве одного из самых известных русских авангардистов, на самом деле, часто встречаются полотна с необычными лицами людей, загадочно возникающими из пространства. Вот только искать их лучше в Русском музее и Третьяковской галерее, а не подмосковных школах.

Такая сюжетная линия присутствовала и в «El Internado», только вот искали тайные агенты и немецкие шпионы не Филонова, а Иеронима Босха! «Поклонение волхвов» – последний триптих классика Северного Возрождения, на самом деле, обладает непростой биографией: его конфисковали, прятали и отправляли в монастырь. Но сейчас картины вряд ли сподвигнут кого-то на тайные поиски – триптих хранится в музее Прадо в Мадриде.

Тем не менее, Филонова и Босха стоит поблагодарить хотя бы за вдохновение для двух прекрасных сериалов, уже ставших классикой в Испании и СНГ.

Поклонение волхвов (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) (Иероним Босх, ок. 1510)
Поклонение волхвов (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) (Иероним Босх, ок. 1510)

Узнать о роли зулусской скульптуры в «Ворониных» и высокой моды в «Не родись красивой» вы можете в полной статье на нашем сайте.