Найти в Дзене
VK Play

Веселое настольное фэнтези: почему стоит сыграть в Roll Player Adventures

Hobby World выпустила отличное приключение: с простыми, но интересными механиками, шикарным органайзером и инструментами для создания собственного контента

Нарративные кооперативы – обычно не самый частый жанр в настольных играх. Но в этом году мы уже рассказали про два таких приключения, а сегодня у нас еще одна такая игра – Roll Player Adventures от Hobby World. Это нелинейная и самая честная в плане механик настолка, которая не пытается притворяться чем-то еще. В огромной тяжеленной коробке – несколько карт локаций, больше 10 книг сценариев, почти 600 карточек и больше 50 кубов. И, конечно, много приключений.

-2

События Roll Player Adventures разворачиваются в королевстве Налос, где люди когда-то давно воевали с народом драгулов. Потом наступило перемирие, но спустя тысячу лет воины противника вновь вторглись на земли королевства. А тут еще и слухи о том, что скоро проснется древний бог. Мир вокруг раздирают магические разломы, откуда лезут жуткие твари. Главные герои – солдаты Королевской гвардии, которые по приказу короля отправляются на самые опасные и рискованные миссии. Пробраться во вражеский лагерь, выследить и ликвидировать опасного бойца противника, разведать обстановку для армии – такие задачи достаются персонажам под управлением игроков.

Однако уже после пары первых вылазок становится понятно, что все не так просто. Жуткие захватчики оказываются не такими уж страшными, а монстры, о которых ходят кошмарные слухи, иногда просто пытаются найти себе пропитание. В Roll Player Adventures есть три фракции, отношения с которыми могут меняться по ходу развития сюжета. Так что принятые решения влияют не только на сюжеты в рамках одного приключения, но и на будущие истории: например, из середины кампании.

В начале партии игроки выбирают себе расу и класс персонажа, берут стартовые карты и первую книгу со сценарием. Дальше читают вступление, принимают первые решения и начинают проходить историю. Игровой процесс в Roll Player Adventures простой и практически целиком завязан на проверках навыков и бросках кубиков.

-3

Например, герои обнаруживают вражеский лагерь. Есть несколько вариантов решить проблему: попытаться подкрасться тихо и обезвредить всех без шума, с воплем броситься на врагов, надеясь обратить их в бегство, или вообще попробовать изобразить огромного монстра, который прячется в кустах. В зависимости от подхода придется проходить либо проверку конкретного навыка, либо участвовать в бою. Или, скажем, провалить стелс, а уже потом ввязаться в битву.

Обе системы проверок при этом очень похожи. Игроки берут книгу навыков или карточку врага и смотрят, какая выигрышная комбинация кубов им нужна. Скажем, для победы понадобятся двойка на белом кубике, четверка на черном и еще шестерка – либо на красном, либо на синем. Если потратить очки умений персонажа, можно сразу добавить в пул броска кубик нужного цвета. Потом команда добирает до лимита нужное число случайных кубиков и кидает их.

После этого игроки оценивают ситуацию. Иногда после броска можно сразу получить желаемый результат: например, выпало нужное число на кубике нужного цвета. Он сразу считается успешным и кладется на карточку. А для манипуляции с остальными результатами бросков игроки используют свои карты. Одни позволяют менять цвет куба, другие – переворачивать его на обратную сторону, третьи – суммировать очки сразу на двух кубах. Игроки должны придумать комбинации этих навыков, которые помогут изменить результат в свою пользу.

-4

Это ключевые игровые механики, на которых держится вся Roll Player Adventures. Между сценариями герои могут прокачивать персонажей, получать новые карты умений и фамильяров, которые открывают доступ к новым кубикам, но основной игровой процесс не меняется. Читаем книгу сценариев, принимаем решения, проводим проверку или сражаемся, и все заново.

Несмотря на кажущуюся примитивность идей, играть в Roll Player Adventures не надоедает: во всяком случае, если проходить не больше одного сценария в день. Авторы умело балансируют между чтением и геймплеем, не давая участникам заскучать. При этом все решения принимаются коллективно, поэтому в игре нет эпизодов, когда один игрок ходит, а другим нечем заняться.

Авторы похожих игр часто пытаются скрыть эту простую структуру и нагружают геймплей дополнительными механиками. В «Оскверненном Граале» это необходимость постоянно гриндить и поддерживать работу статуй, открывающих доступ даже к уже изученным локациям. В «Спящих богах» – менеджмент корабля, который к середине игры все же надоедает. Roll Player Adventures в этом плане приятно удивляет: никакой лишней рутины и хитростей, чтобы затянуть прохождение.

-5

Сюжет – главный элемент RPA, и он, к счастью, не разочаровывает. Если «Грааль» предлагал большую монолитную историю, а «Спящие боги» – набор практически не связанных между собой квестов, то Roll Player Adventures — это что-то посередине. Каждая книга сценариев – самостоятельный ветвящийся сценарий на пару часов со множеством вариантов развития событий и дополнительных квестов. Все ключевые задачи вы выполните в рамках одной книги, но некоторые последствия ваших решений все же настигнут вас потом.

Нарратив RPA позволил авторам совместить лучшее из обоих подходов. С одной стороны, есть глобальный сюжет с масштабом и постоянно растущими ставками. С другой стороны, обособленные сценарии развязали разработчикам руки: можно не ограничивать себя в сюжетных поворотах и, например, спокойно убивать персонажей второго и третьего плана.

Еще в Roll Player Adventures интересно сделано взаимодействие с квестовыми предметами. Часто их можно комбинировать: для этого надо проверить порядковые цифры на картах и найти соответствующий пункт в книге приключений. Авторы позаботились о самых бредовых идеях: скажем, даже если есть только одна правильная комбинация, в книге все равно прописаны все варианты неправильного взаимодействия с предметами. Нашли веревку и камень, но не знаете, как их использовать? В книге все равно будет забавный абзац о том, как вы попытались что-то смастерить и поставили себе фингал.

Медленный старт – одновременно и плюс, и минус новинки. В Roll Player Adventures очень легко начать играть: достали первую книгу приключений, карту, выложили несколько токенов, означающих случайные встречи, а систему с кубами объяснили уже по ходу игры на реальных примерах. Но опытные игроки после вступительных сценариев могут решить, что игра слишком простая и маленькая, хотя это не так. Сюжет ветвится, принятые решения отзываются в будущем, а количество контента в новых историях растет. Быстро оббежать всю локацию в поздних сценариях не выйдет, так что переживать за это не стоит. А еще тут есть отлично сбалансированный легендарный режим сложности, заметно усложняющий прохождение, но не превращающий игру в пытку.

-6

Отдельно стоит отметить прекрасный органайзер, без которого игра легко могла обойтись. В коробке есть все, чтобы Roll Player Adventures было удобно хранить, убирать все внутрь и доставать обратно. В пластиковых контейнерах даже подписаны все отсеки для хранения карт, кубиков и жетонов – запутаться невозможно. Скажу больше: саму RPA можно спокойно переложить в коробку и несколько пакетов, а ее органайзеры использовать для хранения какой-нибудь другой большой игры, авторы которой не отличились таким вниманием к пользователям.

Ну а если вам мало приключений или вы хотите попробовать себя в роли гейм-дизайнера настольных игр, то Hobby World локализовала 73-страничное руководство, которое позволяет придумывать свои истории. Гайд состоит из пяти разделов с ключевыми компонентами для создания приключений: от планирования и сценарной работы до игровых механик и вспомогательных материалов.

Что касается минусов, то стоит отметить цену – это одна из самых дорогих современных настольных игр. И хотя к качеству контента никаких претензий, Roll Player Adventures попадает в очень хитрую категорию. Это простая игра для всех и отличный вариант для начала хобби, но все равно есть шанс, что нарративные кооперативы – просто не для вас. Поэтому прежде чем отдавать такие деньги за настолку, убедитесь, что вы хотите именно такую игру.

Второй нюанс – размеры и вес коробки. Не надейтесь, что эту игру вам, например, донесет до стола маленький ребенок: Roll Player Adventures очень большая и тяжелая. При этом большую часть коробки занимают книги сценариев, и это тот случай, когда альтернативы в виде цифрового приложения очень не хватает. Так что если у вас туго со свободным пространством, стоит подумать о чем-то более компактном.

Roll Player Adventures – отличный нарративный кооператив: простой, веселый и красивый. Авторы не пытаются затянуть прохождение нагромождением лишних механик, а удобная структура сценариев позволяет проходить кампанию небольшими сессиями. Это идеальная игра для тех, кто любит сюжетные игры, но не любит сложности: другие нарративные игры часто бросают серьезный вызов и отдохнуть в них совсем не получается.