Найти тему
Сквозь время и расстояния

Про узбекскую мафию в СССР, черную рыбу и хорошее кино

Мурад Раджабов и Александр Фатюшин в фильме "Кодекс молчания"
Мурад Раджабов и Александр Фатюшин в фильме "Кодекс молчания"

Рожденные в Союзе, а также просто интересовавшиеся вопросом, наверняка знают, что "в СССР секса не было", как не было и организованной преступности, и много еще чего, что за границей наличествовало в избытке. А после мы узнали...

Хотя справедливости ради надо сказать, что уровень преступности в Стране Советов, особенно тяжких преступлений, был много ниже того же показателя в странах, называемых "цивилизованными". Но преступления совершались, в т.ч. группой лиц, в т.ч. по предварительному сговору. И явление, о котором простой обыватель узнал из ставшего невероятно популярным в конце 80-х телесериала "Спрут" и получившее модное тогда название "мафия", тоже было объективной реальностью. И вовлекались в него, а то и создавали его, представители партноменклатуры и органов правопорядка.

Но речь не об итальянском "Спруте", вышедшем на экраны в далеком 1984 году, а о фильме, снятом советскими кинематографистами. О фильме, отразившем обратную сторону жизни, часто скрытую от глаз большинства. Когда вдруг стало можно говорить о многом...

Признаюсь, к Узбекфильму я всегда относился... никак. Знал, что в СССР самые забористые детективы снимались в Прибалтике, хорошие фильмы - на Одесской киностудиии и Довженко. Про Мосфильм и Ленфильм и говорить нечего, здесь всё понятно. А творения узбекского кинематографа сразу и вспомнить не смогу.

Хотя нет, теперь смогу. "Кодекс молчания" - очень достойный фильм, снятый в 1989 году. Как раз из тех, когда не жаль потраченного времени. Крепкий сюжет, хорошая режиссура, сильная актерская игра. Герои не просто ходят по экрану и читают реплики, они живут, от кадра к кадру раскрывая свои характеры. И это увлекает.

Сценарий, написанный мэтрами, Георгием Вайнером (младшим из двух знаменитых братьев) и Леонидом Словиным (известным советским писателем-детективистом, отдавшим службе в милиции более 26 лет), при активном участии режиссера Зиновия Ройзмана, не может оставить зрителя равнодушным.

События разворачиваются на фоне московской олимпиады в узбекском городе Джизаке, где во время тайной встречи в кафе неизвестный посреди белого дня стреляет в заместителя начальника уголовного розыска и его собеседника и убивает обоих. Мало того, что преступление с применением огнестрельного оружия да таким потерпевшим - ЧП республиканского масштаба, так ещё и Джизак - это не просто город, а родина Шарафа Рашидова, видного партийного функционера Узбекской ССР. Здесь не может происходить ничего подобного. Поэтому крайним назначают начальника угрозыска, подполковника Туру Саматова и пинком в два часа отправляют на пенсию.

Но, как говорится, не на того напали. Опер бывшим не бывает, и Тура начинает собственное расследование. Не буду спойлерить сюжет, кто хочет, тот посмотрит. Но фильм радует и пугает одновременно. Радует качественной работой создателей. Пугает своей реалистичностью. Круговой порукой сильных мира сего, спайкой власти и криминала, противостоять которой - безумие.

Кадр из фильма "Кодекс молчания"
Кадр из фильма "Кодекс молчания"

Тура Саматов в исполнении узбекского актера Мурада Раджабова - стоек и непреклонен, справедлив и готов идти до конца, не взирая на всяческие угрозы.

Его помощник, уволенный по клеветническому доносу бывший сотрудник милиции Валентин Силов, которого бесподобно играет Александр Фатюшин, настоящий опер без страха и упрека.

В традициях классиков русской литературы было давать героям произведений "говорящие" имена. Не знаю, кому из авторов пришла такая идея, но имена главных героев "Кодекса молчания" предвосхищают поступки.

Устаревшее значение слова "тура" - осадная башня. А имя "Тура" у тюркских народов означает "повелитель". "Самат" - живущий вечно, вождь.

Разве волю этого человека можно сломить? Нет, его можно только физически уничтожить.

Та же "петрушка" и с образом, созданным Александром Фатюшиным. Меня всегда поражала его способность играть людей несгибаемых, сильных телом и духом. Вспомнить хотя бы Афанасия Крыкова из "Россия молодая" или прапорщика Круглова из "Одиночного плавания".

Имя Валентин происходит от латинского valens - здоровый, сильный. Ну, а с фамилией "Силов" и так все ясно. В характеристике дуэта фамилия ставит жирную точку, не оставляя никаких сомнений.

Для многих из нас Восток - синоним детской сказки, место, где происходит волшебство. Мир джинов и ковров-самолетов. Родина Аладдина и Али-Бабы, победивших зло в стародавние времена.

Но создатели фильма показали нам зло, бороться с которым необходимо, но победить - почти невозможно. На месте отрубленной головы у гидры тут же вырастает другая. Там, за восточными елейными речами, за ломящимися от яств столами в тени кипарисов и тополей, вершатся страшные дела, скрывается ложь, друзья вдруг оказываются врагами, а преступник, за которым гонялся всю жизнь - пусть временным, но союзником. Который не обманет и не предаст, потому что на данном отрезке времени интересы совпадают. И он укажет нить, которая выведет из лабиринта.

Как говаривал товарищ Сухов в известном советском фильме: "Восток - дело тонкое". И авторы не только хорошо это знали, но и смогли донести до зрителя. С теплотой рисуя образ солнечного Узбекистана и с отвращением - мафию, повелителей судеб, поклоняющихся мамонне. Возможно, потому что Леонид Словин, во время Великой Отечественной войны эвакуированный в Узбекистан, видел трагизм и лишения того времени и, по его собственному признанию, "на всю жизнь сохранил любовь к нему".

Что легло в основу сюжетной канвы - доподлинно неизвестно. Но смело можем предположить, что фильм, вышедший на экраны в 1989 году, не мог не попасть под влияние громкого хлопкового дела, расследование которого затронуло даже высшие круги КПСС, а к суду было привлечено около 4,5 тыс. человек.

Просто в 1989 году говорить об этом стало не только можно, но и модно. Как модно стало показывать в кадре "обнаженку", даже если она не влияет на качество повествования. Но мы все хотели знать правду, какой бы горькой она ни была. Но правда из одноименной газеты уже никого не устраивала.

Кадр из фильма "Кодекс молчания"
Кадр из фильма "Кодекс молчания"

Создателям фильма удалось совершить практически невозможное. Вытащив на всеобщее обозрение грязь и мерзость эпохи, лицемерие и цинизм человеческой подлости, "Кодекс молчания" не стал чернухой, после просмотра которой возникает желание вымыться. Даже кажущийся тупик и безысходность на определенном этапе не вызывают отвращения.

Потому что есть Тура и Валёк. И воля к победе. А значит, все ещё будет!

Для меня не стоит вопрос: смотреть или не смотреть? Однозначно, смотреть! Смотреть, чтобы знать, как это было. Смотреть, чтобы помнить.

И просто потому что это - хорошее, крепкое, настоящее кино, которое не только пробуждает интерес и увлекает поворотами сюжета, но и заставляет задуматься. И которое сегодня незаслуженно забыто.

Я тщетно искал на различных ресурсах в Интернете фильм в приемлемом качестве. Не нашел. Пришлось довольствоваться тем, что есть. Но, если все же захотите посмотреть, ищите телевизионную версию фильма, вышедшую в формате минисериала под названием "На темной стороне Луны".

А если вы спросите, при чём здесь "черная рыба", вынесенная в заглавие, я вам отвечу. "Черная рыба" - тема следующей статьи и новая история непримиримой борьбы Туры Саматова с коррумпированными чиновниками и мафией.

Спасибо, что дочитали до конца.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить. Если статья понравилась - ставьте лайк, так мы станем заметнее для большего количества читателей.