Самые последние случаи. Утром 5 мая круизный лайнер Diamond Princess направлялся в Нагасаки и ждал лоцмана. Около 05:30 подошёл лоцманский катер. Поднимаясь по шторм-трапу, лоцман сорвался и упал в воду
С Diamond Princess немедленно спустили спасательную шлюпку и начали поиск упавшего. На нем был спасательный жилет, и его вытащили из воды, но он был без сознания и через два часа скончался. Ёсихиро Осугу, 69 лет. был опытным лоцманом с 15-летним стажем. Море было спокойным и Береговая охрана начала расследование, не виноват ли лоцманский катер в этом падении.
Стрелка показывает, на какую высоту надо было вскарабкаться достаточно пожилому лоцману:
Иногда это происходит так:
Если полететь с верхней точки подъёма, да ещё и на палубу катера - последствия могут быть самыми печальными. Кстати, я удивился, а почему сам лоцманский катер не занялся спасением лоцмана и для этого пришлось спускать шлюпку с лайнера?
11 февраля около 02:50 по местному времени, портовый лоцман Сингапура погиб, упав за борт при высадке с судна на лоцманский катер. В момент падения на нем был спасательный жилет.
Его тело было обнаружено через несколько часов, примерно в 11:30
8 января на другой стороне земного шара в устье реки Хамбер на севере Англии при пересадке на судно погиб Франческо Галиа, британский лоцман с двадцатилетним стажем, сообщает Ассоциация морских лоцманов Великобритании. «Мы еще раз призываем морскую отрасль и регулирующие органы уделить первоочередное внимание безопасности и обучению в отношении перехода лоцманов на суда, а также инвестировать в безопасные и надежные технологии и процедуры, чтобы гарантировать, что наши морские лоцманы и моряки вернутся домой в целости и сохранности после каждого рейса», — говорится в заявлении Ассоциации.
Подобные трагические происшествия можно перечислять очень долго. Так, например, в США в 2020 году погибли два лоцмана Ассоциации лоцманов Sandy Hook. На главной странице её сайта приводятся слова президента Рузвельта: Лодки ваших верных пилотов всегда готовы, в шторм и туман, и требуется мастерство, смелость и опыт многих лет, чтобы выполнять эту важную и опасную работу, так необходимую нашей торговле.
А вот на сайте
размещена статья "Time to drop the pilot? [The wet Detective]" Майка Уолла, в которой ставится вопрос - а нужны ли лоцманы в наше время вообще?
"До недавнего времени было принято, чтобы лоцман поднимался на борт и брал на себя управление судном. Это часто означало, что он будет делать это сам без помощи тех, кто находится на мостике, особенно капитана. Это часто приводило к спорам между ними, особенно в тех случаях, когда существовали языковые различия, даже несмотря на то, что оба должны говорить по-английски, международном языке моря.
В последние годы мы стали свидетелями введения требований, чтобы все на мостике работали вместе как одна команда. От лоцманов не ждут ошибок, но они случаются. Недавнее пятилетнее исследование претензий, превышающих 100 000 долларов США, показало, что около 262 претензий были вызваны ошибкой лоцмана, при этом средняя стоимость одного инцидента составила 850 000 долларов США.
Когда судно с лоцманом на борту попадает в аварию, обычно лоцман старается убыть как можно скорее, чтобы его заменил новый лоцман. Лоцман является «слугой судовладельца», и ошибки, допущенные им, обычно покрываются страховыми полисами судовладельца.
В соответствии с Законом Великобритании о лоцманской проводке 1987 года, лицензированный лоцман не несет ответственности за ущерб из-за небрежности или отсутствия навыков, превышающий сумму в 1000 фунтов стерлингов и сумму сборов за лоцманскую проводку.
В 2008 году сухогруз Yao Hai столкнулся с морским судном снабжения «Нефтегаз 67» в водах Гонконга, в результате чего погибли 18 членов экипажа «Нефтегаз 67». Это стало прецедентным делом, поскольку капитанам и лоцманам обоих судов были предъявлены обвинения по статье 72. Постановления о судоходстве и портовом контроле (глава 313). Капитан «Нефтегаза-67» был приговорен к трем годам и двум месяцам лишения свободы, а главный лоцман — к трем годам лишения свободы. Двое других подсудимых получили сроки два года и четыре месяца. Оба мастера были заключены в тюрьму, в то время как лоцманы добились успеха в своих апелляциях и остались на свободе.
С появлением ARPA, GPS, ECDIS и систем управления движением судов лоцманам стало доступно больше информации и помощи. Однако капитаны также способны использовать это оборудование как в открытом море, так и в навигационных каналах. Все больше портовых властей делают исключения для судов, которые регулярно проходят через их порты под командованием опытных капитанов. Некоторые власти, например, Финляндия, переходят на дистанционную лоцманскую проводку. Торговое судоходство также движется в сторону автономных судов.
Ведь если случится казус, велика вероятность, что капитан все равно будет привлечен к ответственности. Так зачем же нам сегодня нужны лоцманы?
Возможно, пришла пора от них отказаться".
*****
Вот ещё статья на тему лоцманов, где я привожу примеры и из своего опыта:
.................................................................................................................................................................
Оглавление журнала: