В апреле 1682 года в Москве было неспокойно. Умер царь Фёдор Алексеевич, и в высших боярских кругах начались волнения – кому же перейдёт власть. Соревновались за звание ближних бояр два старинных рода – Милославские и Нарышкины.
Хотя, конечно, это известное «упрощение» истории: интересантов было куда как больше, но всех фамилий за давностью лет не упомнишь.
И случился Стрелецкий бунт.
Описание этого московского смятения известно – приводится во многих источниках. И о результатах подобной смуты мы тоже знаем – царями были объявлены шестнадцатилетний Иван и десятилетний Пётр, а регентом при них царевна Софья.
В мае того года случился еще один эпизод «борьбы за власть» – его название – Хованщина.
Во время Стрелецкого бунта 1682 года князь Хованский был назначен царевной Софьей руководителем выступивших за неё стрельцов, однако начал играть в собственную игру, используя для давления на правительство среди прочего старообрядцев. Этот этап стрелецкого бунта получил название «Хованщина». После того, как Софье и её сторонникам удалось выехать из Москвы, Хованский прибыл на переговоры с ней в село Воздвиженское (это рядом с Сергиевым Посадом), где был казнён вместе с сыном князем Андреем Ивановичем.
Иван Андреевич Хованский известен в историографии под прозвищем «Тараруй», что буквально значит «пустомеля».
Следов его пребывания уже не обнаружить, однако московская топонимика всё помнит. И есть у нас с вами Хованское кладбище и местность Николо-Хованское. Это – исконные земли мятежного князя-воеводы. Однако у этой местности есть более благостная история – тут прошло детство баронессы Шеппинг, фрейлины.
Её отец – барон Дмитрий Оттович (Оттонович) Шеппинг, русский историк, археолог, этнограф; автор многочисленных работ по мифологии и этнографии, а мама – дочь знаменитого российского геолога Языкова.
Именно благодаря барону Шеппингу эта местность получила свое первое краеведческое описание: в своей работе «Древний Сосенский Стан Московского уезда» дал научное описание сёл и имений, вошедших ныне в черту Москвы. Он же вместе с археологом Гатцуком исследовал курганы у села Коньково.
Вместе со своей сестрой баронесса Елизавета Шеппинг жила в Мёртвом переулке в Москве (сейчас этот переулок называется Пречистенский), а сюда, в Николо-Хованское, приезжала на лето, как раз в мае.
В 1918 году представители советской власти так описали ее хозяйство:
«Более 19 десятин занимает усадьба с трёхэтажным домом. Здесь же располагаются деревянная одноэтажная дача, двухэтажная каменная контора, каменный одноэтажный дом для рабочих, деревянная богадельня, оранжерея. В усадьбе скотный двор, птичник, конюшня, сараи, погреб и другие хозяйственные постройки. В каретном сарае: фаэтон на резиновом ходу, пролетка, 3 шарабана, дрожки, 8 саней, несколько мужских и женских сёдел. В оранжерее 10 пальм, 16 персиковых деревьев, 2 тысячи глиняных горшков для выращивания саженцев и цветов».