Начну сегодняшний разговор с достаточно самоуверенного заявления: Каждый человек, который слушал радио, транслирующее русскую рок-музыку слышал группу Golden Earring, хотя не все слышавшие об этом знают.
Удивительно конечно, что композиция голландской рок-группы превращается в чуть ли не гимн определённой субкультуры на просторах России, но сейчас не об этом.
К 1977 году Golden Earring существовали уже 12 лет и вот наконец выпустили свой первый концертный альбом, представляющий собой идеальный срез творчества коллектива в период с 1969 по 1976 и одновременно этот период закрывающий.
С первой же Candy's Going Bad музыканты показывают, что их концерты это куда более энергичное и развязное действо чем работа в студии. Во втором треке She Flies on Strange Wings ритмичный хард-рок с невыдающимся, но идеально вписывающимся в музыку вокалом Барри Хэя разбавляется прогрессивными и импровизационными элементами, а на Mad Love Coming лично для меня начинается магия.
Я очень люблю этот зацикленный мотив (тут-тут-ту-тутуту-туту-ту) он всегда захватывал меня похлеще импровизационных трипов Greateful Dead, длись она не 10 минут, а все полчаса, я бы всё равно не перестал её любить и слушать.
Кстати, возвращаясь к отличиям концертного исполнения от студийного, Golden Earring не играют нота в ноту, они дают своим песня, а девять из представленных на альбоме десяти песен их авторства, дышать. Вот за это я и люблю концерты 60-х и 70-х, тогда такое понятие как концертная интерпретация было в порядке вещей и это показывало, как вариативность композиций, так и мышление музыкантов.
Конечно не любая музыка подразумевает вариативность, но та, которая базируется на блюзе - да, подразумевает.
А импровизировать нужно уметь и, мне кажется, Golden Earring умеют и используют имеющихся в составе трёх гитаристов с максимальной результативностью (можно включать любую композицию и вы всё поймёте).
Отмечу также что концертные вариации сводятся не только к расширению хронометража композиций, но и к обратному действу. Пример - Eight Miles High группы The Byrds, которую группа впервые издала на одноимённом альбоме 1969 года. В студийном варианте она длилась мучительные 19 минут и я никогда не мог её прослушать как цельное произведение, она просто разваливалась. На Live же музыканты собрались, сократили её до 10 минут и сделали великолепно!
Второй диск, начинающийся с ритмичной To the Hilt, превращённой их тёхминутной песни в семиминутного монстра (и главное - это превращение не делает песню хуже, не делает её скучной), показался мне более расслабленным чем первый.
На первом ребята похоже больше демонстрировали технику, кроме конечно неподражаемого Хэя, который каждую песню пропевал будто делает это в последний раз (неподдельная искренность), второе же отделение больше уходит в рок-н-ролл.
На следующих Fightin' Windmills и Con Man накал спадает и слушатель можно немного выдохнуть, группа расслабляется и спокойно джемует.
На финал музыканты оставили свой главный хит Radar Love, покоривший в 1973 году Европу, а годом позже и США.
Здесь ребята конечно отошли далеко не только от сингловой четырёхминутной версии, но и от оригинальной, длившейся 6,5 минут, превратив собственный хит в одиннадцатиминутный джем.
Признаюсь, я никогда не был поклонником этой песни, и её чартовый успех для меня абсолютная загадка. Она не плохая, нет, но в творчестве этих голландских парней есть куда более интересные вещи, и здорово, что на Live они исполнили её в своём фирменном для того времени стиле джем-бэнда.
Вот я сейчас снова переслушал этот двойник, эти 87 минут невероятного драйва и могу с уверенностью сказать, что пусть Golden Earring никогда не были группой первого ряда (да и все эти ранжирования - пустое), но как концертная команда они во в середине 70-х были прекрасны, чему альбом Live яркое доказательство.
Спасибо вам.