Кто следит за судьбой бывшего ведущего иноагентского телеканала «Дождь» Алексея Коростылева, наверняка знает, что на днях он снова появился на экране – на этот раз на YouTube-канале «Проект Медиа», где представил расследование о состоянии отечественной гражданской авиации. Если коротко пересказать суть ролика, это состояние, мягко скажем, является неудовлетворительным – ввиду отсутствия своевременных и в нужных объемах поставок запчастей одни самолеты буквально приходиться разбирать, чтобы летали другие, а о технических проблемах и поломках на борту персонал нередко вынужден просто умалчивать, так как все равно решать эти проблемы нечем.
Для тех, кто живет в объективной реальности, ничего особо нового в этом расследовании, конечно, нет – мы так примерно и предполагали год назад, что все будет происходить похожим образом. Поразило меня в этом ролике не то, что было там сказано, а то, что осталось, по сути, за кадром. А именно – те самые сотрудники, которые раньше обязаны были докладывать о любой технической неисправности, а теперь вынуждены молчать, собственно, сами продолжают летать на этих самых самолетах.
Как я уже коротко написала в своем телеграм-канале (кстати, подписывайтесь), мне стало очень интересно, а что вообще, в принципе, происходит в головах у этих людей? Сами они не боятся на этих самолетах летать? Нет, понятно, что происходящее им категорически не нравится – иначе, наверное, они вряд ли связались бы с независимым медиа и сообщили ему эту информацию. Но ведь они продолжают и после публикации ролика приходить на работу, подниматься на борт и летать вместе с такими же осведомленными коллегами и, что хуже, с совершенно ничего не подозревающими пассажирами. Как они смотрят в глаза этим пассажирам – женщинам, мужчинам, маленьким детям?
В свободном мире, где сотрудники какой-нибудь «Люфтганзы» чуть что устраивают забастовку, если им обещанное повышение зарплаты на 10% выплатили на месяц позже, это представляется совершенно немыслимым. Уже в день выхода расследования в этих авиакомпаниях никто бы не работал – уволились бы даже диспетчеры в знак солидарности с летающими. Остались бы единицы – унылые фаталисты, которые в принципе ничего хорошего от жизни не ждут, ни на что светлое и радостное в жизни не надеются и готовы покорно принять свою судьбу, что бы она им не преподнесла, никаким образом с ней не борясь и не отстаивая свои интересы.
И если посмотреть на ситуацию под таким углом, становится многое понятно не только про отечественную гражданскую авиацию, но и про многое другое, что так живо занимало наши умы весь этот год. Вы спрашиваете, почему люди так покорно и молчаливо отправляются на верную гибель, не делая ничего в попытке отстоять свое право на жизнь? Посмотрите на этих пилотов и бортпроводников, которые не менее покорно принимают свою судьбу, не жалея при этом и ни в чем не повинных пассажиров, и вам многое станет понятно.
Дело ведь не в том, что в свободном обществе таких людей нет – они есть везде – а в том, что в несвободном мире таких большинство. Да, кто-то осмелился связаться с независимыми журналистами, кто-то даже уволился, но большинство-то осталось, раз самолеты продолжают выходить на рейсы и ни о каком кадровом кризисе в отрасли мы пока не слышим. Большинство осталось – люди, которые полностью смирились со своей судьбой, не ждут от жизни ничего хорошего, ни на что уже не надеются и готовы в любой момент распрощаться со всем, что у них есть в этой жизни, навсегда.