Бывают разные ситуации, в которых клиент ведёт себя ни так, как хотелось-бы. Рассмотрим некоторые из них.
1.1. Клиент приходит на встречу в разбалансированном состоянии. Он раздражён, он обижен, он злой, он взволнован, или же наоборот он в явно приподнятом настроении, в состоянии эйфории, возбуждения. Вызвано это может быть каким-то событием, которое произошло с ним перед встречей с тобой, либо большими ожиданиями от предстоящей работы, равно как и отсутствием веры в результат, и т.д.
Правильной реакцией на любое его состояние, будет отсутствие у тебя какой-либо реакции. Но это приходит с опытом и только к очень проработанным и просветлённым специалистам.
В нашем случае это будет либо позитивная, либо негативная реакция.Первое, что нужно сделать, это понять, чья это реакция, твоя или ты просто зеркалишь клиента, его состояние. Думаю, что ты знаешь, как это делается, если нет – приходи к нам в проект "Сопровождение" [youtube]https://youtu.be/Gnp5xzVrgFA[/youtube], и мы научим тебя этому и много другому.
Дальше ты определяешь, позитивная эта реакция или негативная, какие эмоции, чувства она в тебе вызывает.
Если это позитивная реакция, то ты просто приводишь себя и клиента в равновесное состояние и продолжаешь встречу. Сделать это можно с помощью техники когерентного дыхания. Те, кто следит за моим каналом знают её, для тех, кто только познакомился со мной, есть возможность посмотреть её на моем канале в youtube.
Если же это негативная реакция: раздражение, злость, гнев, брезгливость, осуждение или любая другая, вызывающая в вас чувство дискомфорта, и ты определил, что это именно твоя реакция, то спроси себя, что тебе хочется сделать?
Ты знаешь, что возможно три варианта защитного поведения на негативное состояние: убежать, замереть и напасть. Какой из них правильный? - Никакой. Если ты отреагировал на состояние клиента именно таким образом, одной из этих реакций, это означает, что ты перешёл в состояние защиты, твоё подсознательное оценило ситуацию, как опасность. Я рекомендую тебе сказать об этом клиенту прямо и перенести сессию, а этот перерыв между встречами использовать для того, чтобы проработать её, сходить в терапию и поработать со своей реакцией.
Почему? Да потому, что если у тебя проявилась одна из трёх реакций, это не позволит тебе погрузиться в клиента, в его симптом, не позволит понять его состояние, причины его проявления. Проявление у тебя одной из трёх защитных реакций показывает тебе, что твой внутренний маятник вышел из равновесного состояния в минус, в отрицание и там завис. А как ты уже знаешь из моих предыдущих видео, принятие решения из неравновесного состояния ничто иное, как способ избавления, защиты от неё. Ты не будешь помогать клиенту разбираться с его запросом, ты будешь всеми силами стараться привести его в то состояние, которое комфортно для тебя, погасить эту опасность.
1.2. Если у тебя возникла негативная реакция на состояние клиента в ходе сессии, и прервать её нет возможности, то я бы посоветовал тебе сказать себе «стоп!», вернуться в равновесное состояние (как это сделать я говорил выше), переключить своё внимание с себя на клиента и продолжить встречу, пометив себе, на что у тебя возникла такая негативная реакция, и что это за реакция, а после окончания встречи сходить в терапию и поработать с ней.
2. Клиент начал плакать в терапии.
Спроси себя, Какую реакцию это вызывает в тебе? Реакция будет всегда. Хочешь ты этого или нет, но ты в любом случае отзеркалиш клиента. Но так как ты профессионал, твоя задача поймать свою реакцию и вернуть своё состояние в равновесное, не зависать, как в негативных реакциях: раздражение, злость, гнев, брезгливость, осуждение; так и в позитивных реакциях: сожаление, сострадание, желание пожалеть и т.д. Вернись в себя и спроси клиента: почему это событие вызвало у тебя такую реакцию, кто в твоей жизни делал так же? И развивайте диалог, работайте с клиентом.
3. Клиент не идёт на диалог, не открывается тебе, не отвечает на твои вопросы, либо отвечает односложно, коротко, ни так, как тебе бы хотелось. Что тогда? Спроси себя, Какую негативную реакцию это в тебе вызывает? Если это вновь одна из перечисленных выше трёх – иди в проработку.
Как выйти из этой ситуации?
Спроси клиента: о чём ты сейчас молчишь? Что ты хочешь мне рассказать своим молчанием?
Именно рассказать, потому что если клиент в принципе не хочет тебе ничего рассказывать – поблагодари его за продуктивную сессию, за его хорошую работу и закончи встречу.
Он не ждёт от тебя такого развития событий. Это будет для него, в некотором роде, побуждающим толчком, и он либо поблагодарит тебя и уйдёт, либо это поможет человеку вернуться в себя, в здесь и сейчас, и он начнёт об этом говорить. Дальше уже твоя работа.
- Следующая ситуация, когда клиент начинает от тебя что-то требовать или начинает указывать тебе, что делать и как вести терапию.
Такие ситуации у меня всегда вызывают улыбку, и я говорю клиенту: если ты считаешь, что лучше меня знаешь, что мне делать, как мне вести встречу и о чём с тобою разговаривать, то мне больше нечем тебе помочь. Будет лучше, если ты сделаешь это сам (Естественно, что деньги за проделанную работу не возвращаются).
Это имеет очень результативное терапевтическое воздействие и, как правило, больше такие ситуации с этим клиентом у нас не возникают, либо больше он ко мне не приходит, что тоже является положительным результатом.
Какой ты, если у тебя случилась такая ситуация? Если в тебе возникают состояния позитивные: весёлый, понимающий, добрый, открытый, то это не требует проработки и вернувшись в равновесное состояние, ты можешь продолжить терапию.
Как? – дело твоё, любое решение, принятое из равновесного состояния будет правильным.
Если твоей реакцией будет бей, беги или умри, - иди в терапию и прорабатывай его.
Так можно работать с любым состоянием клиента.
Обрати внимание, что каждый раз спрашивая себя: Какой я, когда клиент так себя ведёт? Твоим ответом должен быть ответ - никакой, любой, без эмоций. Если возникают положительные эмоции, то доубирай их либо до пустоты, либо до момента, в котором проявится негативная реакция. Если пустота – продолжай терапию, если негатив – иди в проработку.
5. Но может возникнуть ещё и такая ситуация, когда ты не сможешь отследить свою реакцию на человека, когда ты не можешь понять, чего он хочет, в каком он сейчас состоянии. Это бывает, когда клиент внешне спокоен, вроде-бы открыт, но не идёт на диалог, отвечает односложно «да», «нет», «может быть», «не знаю» и т.д.
Опять спроси себя, какой ты, когда так. Работаем так же, как и с любым другим состоянием. И помни, что всегда будь честен с клиентом. Скажи ему: я не могу тебя понять, в каком ты сейчас состоянии, что происходит у тебя внутри, почему-то я не чувствую тебя, помоги мне. Главное, не видитесь на его уловки и не начинайте играть в его игру. В терапии твои правила игры, твой монастырь.
В терапии важно понимать, что клиент видит в вас взрослого, а себя чувствует ребёнком. Вот и ведите терапию исходя из того, что перед вами сидит ребёнок и он реагирует на происходящее так, как реагируют дети. Если ты увидишь, что клиент видит ребёнка в тебе – знай, что ты не сможешь ему помочь, он не пойдёт за тобой, а будет стараться навязать тебе свои правила игры.
видеоверсия статьи по этому адресу: https://youtu.be/c7gcN4BX9-0
Автор: Сергей Сергеевич Сусев
Специалист (психолог), Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru