Удивительно, но я не нашёл в сообществе поста на такую благодатную тему, как «рязанское чудо». Тем не менее, наверняка большинство подписчиков знает, о чём речь, и догадываются, что последний «подвиг» Алексея Ларионова не был единственным. О чуть менее известном его детище и пойдёт речь.
В 1955 г. первый секретарь Рязанского обкома задумал создать свою ВДНХ с образцовым животноводческим комплексом и галатеями. «Рязанскую областную сельскохозяйственную, промышленную и строительную выставку» построили очень быстро: 20 августа начали, а уже к концу октября всё было готово. На 9,6 гектарах разместилось 22 павильона общей площадью 4800 м², фонтан, станция юннатов, ресторан, бассейн, пожарная часть; вход отмечен размашистыми пропилеями. Главный архитектор выставки А. Г. Ларинский создал ансамбль в пышном позднесталинском стиле как раз в тот момент, когда он стал объектом острой критики. Впрочем, приметы времени уже сказывались: богатый декор нередко размещался на неоштукатуренных фасадах.
Павильоны строились по смешанному территориально-отраслевому принципу: «Мещёра», «Наука», «Животноводство» и т.д. — и за недолгий век Выставки успели не раз поменять специализацию. В них действительно было что продемонстрировать: большая ошибка считать Ларионова простым показушником, он действительно активно развивал промышленность Рязанщины. Тем обиднее, что в результате он сам перечеркнул свои же реальные, а не придуманные достижения.
В 1959 г. Рязань достигла зенита славы, однако именно тогда Выставку преобразовали в Торговый городок – по сути, рынок. Через сорок лет тот же путь проделает «настоящая» ВДНХ, но в 90-е это более понятно, нежели в эпоху второй молодости красной мечты. Павильон «Механизация и электрификация» вовсе стал автовокзалом. Официально бюро обкома объяснило метаморфозу желанием эффективнее использовать сооружения, ведь Выставка работала только летом. Ассортимент Торгового городка сначала был неплох, но уже в 70-х стал бедноват даже по рязанским меркам. Для горожан бывшая выставка так и осталась эдаким парком для прогулок. Она естественным образом влилась в коммерческий мир 90-х, но часть павильонов со временем забросили, да и в целом за тридцать постсоветских лет всё изрядно обветшало.
В 2018 г. неравнодушные рязанцы добились признания павильонов объектами культурного наследия, а три года спустя их начали реставрировать. Сейчас этот процесс в самом разгаре – фотографии с бережно подновлёнными зданиями и свежей плиткой сделаны в начале апреля. Увы, не обошлось без нюансов. Павильоны красиво отражаются в гигантских лужах, заливших новенькую плитку: Рязань по весне сильно подтапливает, водоотведение на выставке и при Советах не справлялось, а сейчас на него, похоже, вовсе «забили». Эдак скоро всё снова придется реставрировать. Но придётся ли? Территория позиционируется, как «Резиденция рязанских брендов», однако наблюдая состояние многих предприятий Рязани и области, невольно задаешься вопросом: а осилит ли местный бизнес свершения, достойные пафоса места?
Статья Ивана Конюхова