Найти тему
Учусь летать

Пример знания и понимания. Притча о Луне.

В прошлой статье о знании и понимании была рассмотрена разница между ними.

В этой статье приведу классический пример, как из понимания одного человека создаётся новое понятие и его определение.

А из описания опыта человека (его представлений) с помощью понятий формируется знание-учение.

Притча о Луне.

Ночь. На улице стоят два человека.

— Чему вы улыбаетесь? — спрашивает один другого.

— Да вот, любуюсь Луной.

— Чем любуетесь?

— Луной, — человек показывает на Луну пальцем, но его собеседник даже не поднимает головы.

— Какой Луной? — спрашивает он.

— Да вот же она, — удивляется человек, — прямо перед вами, жёлтая такая.

— Жёлтая?! О Боже! Надо кому-нибудь рассказать!

Через полчаса вокруг человека собирается толпа.

— Учитель, расскажи нам о Луне, — робко просит делегат от толпы.

— Какого лешего тут рассказывать? — горячится человек. — Поднимите головы — и всё увидите сами.

Кто-то, не отрывая от человека преданных глаз, торопливо пишет в своем блокноте: «Стоит лишь поднять голову, и взору откроется луна, жёлтый круг на фоне чёрного неба…»

— Ты чего это пишешь? — насторожённо спрашивает человек.

— Кто-то должен сохранить учение для потомков, а если не я, то кто?

— Какое, к чёрту, учение?! Просто подыми голову!!!

— Поднять голову не сложно, а просто… — вновь начинает строчить новоявленный евангелист, но человек бьёт его снизу кулаком в подбородок, и перед глазами пишущего мелькает жёлтое пятно.

— Что это было, Учитель???

— Луна.

— Боже, я увидел Луну. Я увидел Луну! Луну!!!

— Он увидел Луну, — волнуется толпа и начинает водить вокруг потирающего подбородок луновидца хоровод.

Человек, между тем, машет на всё это дело рукой и уходит прочь, любуясь полнолунием…

Эта история специально доведена до абсурда, чтобы показать большую проблему нашего человеческого общества.

Многие люди привыкли пользоваться понятиями, даже не понимая их сути.

Они знают, но не понимают...