Итак, вы решили сходить с ребенком на нейродиагностку. Прочитав при этом статьи и многие другие материалы об этом новом направлении, важности, нужности, полезности и т.д.
Диагностику чего и как будет проводить нейропсихолог? Не останавливайтесь в прочтении статьи, если вдруг вам попадется много новых слов. Занимаясь развитием ребенка, мы, в первую очередь, должны развиваться сами. Тем более, что есть желание понять, что же происходит на нейродиагностике. Итак, разбираемся.
Психологом проводится диагностика психических процессов. А они у нас познавательные и эмоционально-волевые. Вот мы совершили первое для себя открытие!
Познавательные обеспечивают соответственно познание окружающего мира и самого себя. И от того, как они развиты, зависит успешность или неуспешность учебы и другой деятельности.
Ощущение, восприятие, воображение - они очень важны для ребенка, поскольку познание мира начинается именно с ощущений и восприятия. Важно умение воспринимать предмет, объект целиком, фрагментарно, по частям. Например простые на первый взгляд задания "Посмотри на эти кубики и выбери все красные". Или из игрушек выбрать надо все шарики. А теперь задумайтесь, как важно человеку уметь увидеть целую картину и выделить из неё существенное. Кому-то из нас очень не хватает такого вот умения. А в диагностике предусмотрены тестовые задания для изучения особенностей этих процессов.
Память- очень важный процесс. Иногда родители говорят "У моего ребенка память плохая- голову только еще где не оставил..". Выясняется, что не память плохая, а внимание слабое, или способность удерживать внимание на чем -либо длительное время. Память и внимание - это еще два важных психических процесса. Кстати, в памяти важнее наверное не запоминать, а воспроизводить. Например, мы помним, в какой части страницы находится необходимая нам информация. А вот саму информацию воспроизвести сложно. Для этого в диагностических тестах предусмотрены задания на изучение мышления, внимания, уровня и качества их развития.
Мышление. Помогает нам обобщать, синтезировать получаемую информацию. У детей- дошкольников оно наглядно- образное. Т.е. дети мыслят образами. Чтобы что-то им объяснить, надо сказать "Давай представим..." Впоследствии будет развиваться словесно-логическое- когда ребенок сможет объяснить: что, зачем и почему.
Вершина познавательных процессов- речь. Важность развитой речи сложно переоценить. И, естественно, проводится диагностика уровня развития речи.
Эмоции, чувства и воля- отдельная история в психологии человека. Еще одно открытие!
При этом каждый и нас знает, как важно уметь контролировать, включать-выключать и то и другое и третье.
Для начинающего школьника характерно несовершенство данных процессов. Это вполне естественно. Когда ребенок еще научится заставлять себя делать уроки, если при этом хочется гулять на улице, собирать всю свою волю в кулак. Научится контролировать свои эмоции. Хотя, когда наступит этот контроль- закончится детство.. Но знать родителям особенности таких качеств как воля, эмоции и чувства на момент поступления в школу очень важно. От этого зависит то, насколько легко ребенок привыкнет к новой школьной жизни, ритму, требованиям, коллективу и т.д.
Соответственно диагностика предусматривает изучение эмоционально-волевой сферы в различных вариантах от тестов до игровых заданий.
Не хочется, чтобы родители думали, что эта диагностика нудное неинтересное занятие на полтора часа. Многие задания проводятся в игровой форме. Учитывается то, что дети в этом возрасте в основном играют. Учитываются и особенности мышления, развитие моторики, уровень которой тоже изучается.
И, самое главное, что нейродиагностика- это не стопка результатов тестов, которая ляжет в ящик стола или шкаф. На основе результатов диагностики разрабатываются занятия по коррекции и развитию западающих процессов. Даются рекомендации родителям.
Какой итог? Гармоничное развитие ребенка, уменьшение количества трудностей при обучении в школе, ну и конечно, психологический комфорт как ребенка, так и родителей.
Надо или нет на нейродиагностику с ребенком- конечно решать взрослым. На мой взгляд, польза очевидна. Если есть другие мнения или вопросы, пишите в комментариях. И заранее благодарю всех за отклики.
С пожеланиями успешного воспитания детей
Светлана Лавренова
На консультацию, нейродиагностику и занятия можно записаться
по тел. 8 927 384 82 52.
Благодаря сотрудничеству с психологическими центрами г. Пензы подберем наиболее удобное территориально место проведения как диагностики, так и занятий.
Автор: Светлана Лавренова
Специалист
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru