Ну ладно, я немного приукрасил, конечно же. Не рядом с Кремлём и даже не в пределах Садового кольца расположен наш сегодняшний объект, но согласитесь - Москва так растолстела, что с натяжкой центром можно считать всё, что оказалось внутри третьего транспортного кольца.
Есть у нас в Москве такая магистраль - Волгоградский проспект, которая начинается у Таганской площади и сразу же окружает себя не слишком красивыми советскими офисными коробками, и чем дальше к МАКДу - тем противнее: стеклянные автомагазины, промзоны, заборы, трубы, а за Текстильщиками - советские панельки, которые постепенно сменяются ещё более убогими человейниками от ПИКа. При всём при этом, по мнению некоторых чудаков, уродуют город только троллейбусные провода... Но сейчас не об этом, а о том, что в районе станции метро Волгоградский Проспект магистриль пересекает её - огромную железнодорожную заброшку под названием Бойня, которая постепенно зарастает бурьяном и прочими сорняками.
Невозможно быть любителем железных дорог и пройти мимо такой неординарной московской достопримечательности. Это вам не банальная Красная площадь, куда может дойти любой желающий, не Артплей, не Старый Арбат (на котором по мне, так делать совершенно нечего), это не попсовое, а потому очень антуражное и немного жутковатое, в основном, благодаря названию, местечко. А раз такое дело, то можно ненадолго отложить поездку до дома и спуститься с Волгоградки на эти заросшие пути. Но что же здесь можно увидеть интересного?
Во-первых, я понятия не имею, охраняется ли станция, но факт в том, что люди тут ходят, как по аллеям парка Сокольники - вытоптали все сорняки. Осталось установить настилы, сделать освещение, высадить на заброшенных путях красивые деревья, поставить мини-кофейню - и будет современное и удобное общественное пространство - как в лучших домах ЛондОна и Парижона.
И нет ничего удивительного, что в светофорах на станции отсутствуют линзы и, скорее всего, всё остальное наполнение. Сейчас такое время, что на железных дорогах часто поджигают релейные шкафы, а здесь и поджигать ничего не надо - как сказал классик, всё уже украдено до нас!
Станция была открыта в 1893 году и изначально обслуживала мясокомбинаты (оттуда и название), а со временем к ней прирастали усы и с других промышленных предприятий. Станция относится к Московской Окружной железной дороге (она же - МЦК), правда расположена она на ответвлении, а не на самом кольце. Попасть на неё можно со станции Угрешская, а ещё есть ветка от станции Перово и при желании вы с лёгкостью найдёте более подробную информацию обо всех ветках и предприятиях в других блогах. А я продолжаю исследовать то, что осталось от станции к маю 2023-го.
Египетская сила, да это же английская стрелка! Приспособление на железной дороге, позволяющее поездам ехать аж в четырёх направлениях! Такое далеко не на каждой магистральной станции можно увидеть, а вот промышленная станция в Москве имеет такую продвинутую приблуду...
В 2014 году вся грузовая работа на станции была прекращена. Почему? Я предполагаю, что связано это было с подготовкой к запуску городской электрички по Кольцевой дороге. Это раньше она использовалась для грузоперевозок в черте города, а городским электричкам, ходящим, как в метро, ветка на Бойню создавала бы неприемлемый "режущий" маршрут (для ухода на Бойню поезд должен был на время перекрыть главные пути). Но это лишь предположение, основанное на моих личных наблюдениях, так что, если вам известна настоящая причина прекращения грузовой работы на станции - делитесь в комментариях.
Очевидно, что кирпичная водокачка была построена ещё в дореволюционные времена, а вот год постройки двухэтажного здания конторы (или как его там) я даже предположить затрудняюсь. Как бы то ни было, РЖД со своим убогоньким ремонтом не прошло мимо и заковало некогда приятную красную штукатурку в красно-серый металлический сайдинг, и мне вот интересно, неужели ни на одном этапе этого ремонта не нашлось человека, который сказал бы: "мужики, ну фигня на постном масле же выходит, может, лучше этот сайдинг снимем и вернём всё как было?" Как по мне, так лучше уж вообще не ремонтировать, чем ремонтировать так, что простое, но приятное здание превращается в мерзкую строительную бытовку.
В былые времена Бойня обслуживала и мясокомбинаты, и овощебазу, и заводы стройматериалов, и ТЭЦ (список предлагаю продолжить знающим читателям)! Сейчас же всё это, видимо, Москве больше не нужно, так что станция буквально дышит на ладан, хотя есть вероятность, что предприятия просто отказались от железнодорожных перевозок в пользу грузовиков. В зарослях прячется вагон-транспортёр, предназначенный для перевозки крупногабаритных и крупнотоннажных грузов, например, трансформаторов. На таких вагонах вывозится продукция с Московского электрозавода, о котором я рассказал в одной из предыдущих публикаций.
Не менее интересен и вагон-рефрижиратор на трёхосных тележках, который, согласно легенде, вполне мог использоваться в составе так называемого "ядерного поезда" - БЖРК. Однако, каким бы великим ни было его прошлое, сейчас он ждёт своей участи на станции Бойня, ржавея под дождём не первый год.
Так, стоп. Это что, расплющенная трава на одном из путей?! Неужели здесь есть жизнь? Как выяснилось, есть! Один из моих знакомых железнодорожников со станции Новопролетарская как-то рассказывал, что на Бойню раз в месяц заходит бочка мазута, для ТЭЦ № 8, которая расположена как раз рядом с Бойней, и является последним предприятием, обслуживаемым станцией. Вопрос для экспертов: как, по-вашему, осуществляется управление стрелками? На тепловозе катается составитель с курбелем, или электрическая централизация всё же работает и контролируется откуда-то издалека?
Вот так выглядит этот единственный живой путь на станции Бойня. Сейчас я немного по нему прогуляюсь и осмотрю остальные станционные постройки...
На следующем фото можно видеть будку дежурного по пункту взвешивания, а далее - предположительно, мастерские, или небольшое депо для путевой техники - я точно не знаю. Будку успели оформить в стиле РЖД-Архитектуры, а мастерские, насколько можно видеть, эта участь каким-то чудом миновала.
Чуть дальше - ещё одна разрушенная заброшка в кустах. Тут вы наверняка захотите спросить: а это фото точно сделано в Москве, а не в Шебекино в начале июня 2023-го? Нет, друзья мои, так выглядит один из уголков нашей столицы...
А вот и пункт взвешивания вагонов крупным планом. Раз уж станция когда-то генерировала грузопоток, с её-то количеством предприятий, то без взвешивания обойтись было нельзя, так что станционные весы когда-то работали здесь на полную катушку. Сейчас же постовое здание используется как склад, а рельсы на весах давно заржавели.
Как я уже говорил, последний объект, ради которого на станции по сей день теплится жизнь - это ТЭЦ №8. А вот и она: огромный серо-синий ящик, две полосатые трубы, и куча непонятных, но очень интересных хитросплетений труб, ведущих непонятно откуда непонятно куда.
Закончить прогулку по станции Бойня я предлагаю около станционного здания. Насколько прекрасна эта дореволюционная водокачка, настолько же омерзительно отремонтировано само здание конторы... Но это и неудивительно! Ведь в РЖД есть дирекция капитального строительства, дирекция гражданских сооружений и куча других дирекций-дармоедов, осваивающих бюджеты, а вот дирекции эстетики, дирекции культурно-исторического наследия, дирекции исторической техники, конечно же, нет. А потому мы и дальше будем терять антуражные здания и исторически ценные редкие локомотивы.
Как же здорово, что я успел побывать на станции Бойня в 2011 году, когда она ещё достаточно активно формировала и расформировывала грузовые поезда - вплоть до того, что работа одновременно двух маневровых тепловозов была здесь обычным делом! Вспоминая эти времена, прогуливаясь по её заброшенным путям в 2023-м, остаётся лишь грустно вздыхать, недоумевая: какая связь между уничтожением предприятий и импортозамещением, о котором нам постоянно напоминает телевизор?
А станция Бойня получает от меня 3 бочки мазута из 10: она, безусловно, очень самобытная, но раз уж поймать на ней поезд - всё равно, что отыскать иголку в стоге сена, едва ли есть особый смысл часто совать сюда свой нос.
Работали на станции Бойня? Водили здесь поезда? Гуляли - наблюдали? Делитесь своими впечатлениями в комментариях. А раз дочитали - не забудьте ткнуть палец вверх, чтобы ещё больше людей увидели мою публикацию.
До скорого!
Станция Бойня-Город: