Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 4-ой главы Послания к Римлянам.
Пятая глава начинается повторением, что люди через веру получили благодать, в связи с чем
“хвалимся надеждою славы Божией” [Рим. 5:2].
Но не только, еще и скорбями:
“И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда” [Рим. 5:3-4].
Павел говорит, что Христос умер за грешников, а в подтверждение своих слов приводит вот такое, на мой взгляд, достаточно циничное рассуждение:
“Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть” [Рим. 5:7].
Получается, Савл уверен, что даже Бог не станет умирать за праведника, тем самым, присоединяясь к утверждению Христа, что один грешник, ценнее 99 праведников. За грешников целый Бог умер, а праведники…, да кому они нужны…
Дальше Савл объясняет, почему все греховны, даже, если не совершают грехов. Все просто: один человек привел в мир грех, в связи с чем все стали смертными и грешными:
“Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили” [Рим. 5:12].
Причем до того момента, когда Бог дал Моисею закон, грех не имел значения:
“Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона” [Рим. 5:13].
Судя по тому, что дальше в тексте возникает имя Адама, то, видимо, он и есть тот человек, который привел грех в мир:
“Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего” [Рим. 5:14].
Заметьте, здесь как ни странно, речь идет не о Еве.
В следующих стихах Павел проводит параллели между Адамом и Иисусом: если из-за первого все стали греховными, то из-за второго должны получить благодать, но, почему-то, не все, а только многие:
“Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих” [Рим. 5:15].
Завершается глава следующим утверждением:
“Закон же пришёл после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим” [Рим. 5:21].
Меня поражает, уверенность Павла, что именно наличие закона увеличило количество преступлений. Он не говорит, что закон установил рамки, объяснив, что “хорошо”, а что “плохо”, а возлагает вину на закон.
На этом 5-ая глава Послания к Римлянам завершается, в следующей публикации нас ждет 6-ая.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, Послание к римлянам - начало здесь.