В прошлый раз статья о женском архетипе Деметры получилась кривой и сумбурной. В очередной раз Дзен удивил нововведениями в редакторе, не удалив лишние куски текста.
Ну да ладно, проехали. Я отсекла «хвост» и теперь статья получилась законченной.
Начало тут:
В статье привела я примеры архетипа Деметры в кино и литературе. Дополню его ещё несколькими героинями из известных книг, фильмов и сериалов.
Сериал «Почему женщины убивают»
Бет Энн
У бедной женщины случилась страшная трагедия -- по случайности погибла её маленькая дочь.
Для Деметры это худшее, что может случиться.
Но что же стало причиной? Посмотрите этот короткий десятисерийный сериал и узнаете.
Книги и фильмы «Гарри Поттер»
Если вы читали книги из этой серии, то знаете, кому именно Гарри был обязан своей избранностью.
Джоан Роулинг описала несколько образов женщин-матерей. Это и Молли, и Нарцисса, и Лили Поттер.
Многодетная Молли Уизли также потеряла своего ребёнка в битве за Хогвартс. Именно она в конце концов убивает могущественную сподвижницу Тёмного Лорда, Беллу Лестрейндж.
Фильм «Иллюзия полёта»
Что бы вы сделали если бы проснулись в самолёте и не обнаружили собственного ребёнка? И главное... был ли у вас ребёнок на самом деле?
Героиня в исполнении гениальной актрисы Джоди Фостер не успокоится, пока не найдёт свою дочь.
Даже если придётся захватить целый самолёт.
В персонаже присутствует комбинация бомбических архетипов (Афина-Артемида-Деметра).
От души рекомендую этот сильный фильм к просмотру:
Роман «Ярмарка тщеславия»
Эмилия
Подруги Бекки Шарп и Эмилия Сэдли чем-то напоминают мне Скарлетт и Мелани из "Унесённых ветром". Первая такая же эгоистичная жадная хитрюга, вторая -- такая же блаженная розовоочкастая овечка.
Что не так с Эмилией я описала подробно в этой статье:
Отношение к материнству у них тоже похожее: Эмилия обожает своего мальчика, чего явно не скажешь о Бекки.
Про архетип Деметры
Основной мотив поступков Деметры – любовь к ребенку вплоть до самоотречения. Настоящая мать не может быть счастлива, если несчастно её дитя.
К примеру, такая женщина не выйдет повторно замуж, если отчим и её ребёнок не найдут общий язык.
В произведении Агаты Кристи «Дочь есть дочь» девятнадцатилетняя девушка разрушила потенциальный брак матери, поставив её перед выбором «либо он, либо я».
Мать выбрала дочь.
Если бы на месте героини была женщина с архетипом Геры, то летела бы взрослая дочка в свободное плавание через три ступеньки.
Я помню одну религиозную женщину, отдавшую двоих детей на воспитание родственникам, чтобы посвятить себя духовному развитию и служению Богу (архетип Гестии).
У женщин с выраженным архетипом Деметры подобный поступок вызывает бурю негодования.
Для Деметры нет ничего важнее воспитания ребёнка. Женщина с ярко выраженным архетипом Деметры не задумываясь бросит престижную работу с командировками лишь бы быть рядом с ребёнком (Артемида или Афина оставят малыша с отцом/бабушкой/няней или пристроят в детский сад).
Деметры не воспринимают своё материнство как каторгу.
Напротив, они счастливы только когда у них есть дети.
Именно архетип Деметры толкает женщину на многодетность, такую странную и старомодную в двадцать первом веке. Даже фильм прошлого столетия с Наталией Гундаревой «Однажды двадцать лет спустя» вызывает вопрос –«куда вам столько?»
Такая многодетность связывает женщину по рукам и ногам с точки зрения любого другого архетипа.
Но не Деметру.
Она не кривит душой, говоря фразу «дети – это счастье».
Это и правда счастье для Деметры.
Сильные стороны архетипа
Деметра всю себя отдаёт служению своей семье и обществу в целом. Вспомним жену великого классика Софью Толстую. Не менее великую, если быть откровенными.
Деметра обладает огромной созидательной силой. Как и Персефона, она способна много отдавать другим. Деметра счастлива, когда приносит пользу людям. Она поддерживает, опекает, наставляет молодых.
Ей чужд дух соперничества (как Артемиде) или жажда власти (как Афине). Мужчины для Деметры вторичны, однако их право на власть она не оспаривает (опять же, в отличие от той же Артемиды).
Такая женщина не смотрит на девушек как на более красивых соперниц – она видит в них дочерей.
Это прекрасные педагоги, психологи, воспитатели в интернатах. Деметра всегда готова посочувствовать, поддержать словом и делом. Порой она даже берёт на себя слишком много. В работе с людьми это чревато профессиональным выгоранием.
Опасности архетипа
С архетипам всегда возникает две большие проблемы:
1. Архетип недостаточно развит, отчего жизнь женщины проседает в некоторых областях
2. Архетип развит чрезмерно, и тогда жизнь женщины летит в тартар
Главная опасность Деметры такая же, как и для других – зациклиться на одном архетипе.
Почитать о греческой мифологии:
*рекламодатель: ООО "Литрес"
Мы должны быть разносторонними личностями и адекватно реагировать на ситуацию.
Когда мать младенца полностью сконцентрирована на ребёнке – это нормально. Но проходит время. Ребёнок растёт, но мать и не думает отпускать его от себя. Мы видим женщин, кормящих грудью «малыша» лет шести. Матерей подростков, не дающих последним дышать. Свекровей, квохчущих над тридцатилетними «сыночками».
Иногда родительница настолько цепко держится за выросшего ребёнка, что не даёт ему построить собственную жизнь.
Такие матери уезжают по скорой всякий раз, когда дочь собирается на свидание. А если маминой доче каким-то чудом удалось выскочить замуж, то мать изо всех сил будет разбивать её брак с «Гадесом».
Впрочем, Гадесом она подсознательно будет считать любого мужчину, отобравшему «её дитя».
Чтобы не обезуметь от любви к детям матерям необходимо развивать другие архетипы!
Как и всякая уязвимая богиня, Деметра нуждается в развитии архетипов независимых богинь – Афины, Артемиды, Гестии.
Неплохо бы также помнить, что мужчина в жизни женщины играет роль не только отца её детей, но и мужа (архетип Геры) и любовника (архетип Афродиты).
Моя книга на Литрес:
*рекламодатель: ООО "Литрес"
На этом обсуждение архетипа Деметры можно и закончить.