Найти в Дзене
Марина Беликова

Как женские архетипы богинь воплощаются в кино и литературе. Гера

Оглавление

Богиня Гера, жена громовержца Зевса, относится к архетипу зависимых богинь. Её статус напрямую зависел от брака и давал ей высокое положение на Олимпе. Отношения с мужем она воспринимает как способ выстраивать отношения с внешним миром.

Статуя Зевса и Геры. В иллюстративных целях https://24smi.org/person/3283-gera.html
Статуя Зевса и Геры. В иллюстративных целях https://24smi.org/person/3283-gera.html

В то же время, как и все зависимые богини, Гера страдала от действий мужчин. Многочисленные измены супруга оскорбляли и ранили преданную (во всех смыслах) Геру, порой доводя до исступления. Она не могла ничего сделать неверному мужу, поэтому весь свой гнев изливала на его женщин и их потомство.

Вспомните миф о новорождённом Геракле, которому мстительная Гера положила в колыбель двух змей.

Геракл из сериала. Помните такой? https://www.kinopoisk.ru/picture/818404/
Геракл из сериала. Помните такой? https://www.kinopoisk.ru/picture/818404/

Давайте рассмотрим подробнее проявление этого женского архетипа в кино и в литературе.

Улыбка Моны Лизы

В основе этого фильма – столкновение двух архетипов.

Независимая преподавательница с ярко выраженным архетипом Артемиды схлестнулась с лучшей студенткой – идейной Герой, топящей за традиционные семейные ценности.

Если вдуматься, то героиню Кирстен Данст очень жаль.

Она как послушная дочь (архетип Коры) так старалась угодить своей матери-Гере (холодной, отвергающей, нарциссичной женщине), что не заметила, как утратила себя и в итоге получила совсем не такой брак, о котором мечтала.

https://www.film.ru/movies/ulybka-mony-lizy/frames#gallery-16
https://www.film.ru/movies/ulybka-mony-lizy/frames#gallery-16

Показателен момент в фильме, когда девушка приезжает к матери в ночи. Муж в открытую изменяет ей и давно оставил супружескую постель (и это при том, что они были женаты меньше года!)

Мать отказывается принимать дочь у себя, ведь «жена должна быть подле мужа несмотря ни на что».

Сплошная показуха. Напоминает блоги "счастливых жён и мамочек", выставляющих в соцсетях свою псевдореализованность в семье. https://www.film.ru/movies/ulybka-mony-lizy/frames#gallery-9
Сплошная показуха. Напоминает блоги "счастливых жён и мамочек", выставляющих в соцсетях свою псевдореализованность в семье. https://www.film.ru/movies/ulybka-mony-lizy/frames#gallery-9

То, что муж не хочет быть с женой в расчёт как-то не принимается.

Это в норме для Геры – «бороться за семью». Даже если никакой семьи уже и в помине нет.

Дело было в Пенькове

В старом советском фильме показан любовный треугольник. Матвей женился на Ларисе, у них родился сын.

К ним в колхоз приезжает специалист-зоотехник Тоня. Матвей влюбляется в Тоню – не только красивую, но и умную, образованную девушку (архетип Афины).

Ох, рано он завёл семью.
Ох, рано он завёл семью.

В Ларисе силён архетип Геры. Можно сказать, что он ведущий. Лариса уязвлена и готова бороться за внимание мужа даже крайними методами.

Ревность порой толкает людей на бесчеловечные поступки.

Унесённые ветром

По понятным причинам раньше в женщинах этот архетип развивался гораздо чаще. В романе «Унесённые ветром» полно подобных героинь.

Скарлетт к ним, конечно же, не относится. Даже три брака не сделали из неё семейную женщину.
Скарлетт к ним, конечно же, не относится. Даже три брака не сделали из неё семейную женщину.

Это и миссис Мид, и миссис Мэрриузер – «дракон старой гвардии», и страдающая от невостребованности Сьюлин, и Мелани Уилкс (но у неё смесь с другими архетипами – Деметры, Персефоны, Гестии и Афины).

И, конечно, безупречная леди Эллин О'Хара.

Мать Скарлетт не жалеет себя. Она служит своей семье, своему мужу, служит обществу, в котором живёт. И делает это с лёгкой улыбкой на уставшем лице.

Мне она напоминает самоотверженную жену Льва Толстого, Софью.

Возможно, эти женщины были даже по-своему счастливы.

В служении есть огромная сила, дающая нескончаемый поток энергии. Служение позволяет наполнить жизнь глубоким смыслом.

Но мне такого счастья даром не надо!
Но мне такого счастья даром не надо!
И всё же я предпочитаю другие, более эгоистичные модели бытия.
А вы?

Игра престолов

В Кейтлин Старк одинаково хорошо развиты архетипы жены (Геры) и матери (Деметры).

Их брак с Неддом основан больше не на любви, а на взаимном уважении и общих ценностях.

Сдержанная северная леди отнюдь не бессердечная (фанаты выкупят шутку!)
Сдержанная северная леди отнюдь не бессердечная (фанаты выкупят шутку!)

Степфордские жёны

Ещё один пример идеальной жены по-американски.

Героиня Гленн Клоуз (не перестаю удивляться, насколько она многогранная актриса!) воплощает именно этот архетип.

https://www.kinopoisk.ru/picture/1184580/
https://www.kinopoisk.ru/picture/1184580/

В фильме «Жена» она тоже, кстати, играет женщину, пожертвовавшую всем ради карьеры мужа.

Визит инспектора

Мать семейства и жена фабриканта занимается благотворительностью, помогая женщинам, попавшим в трудную ситуацию.

Рекомендую этот фильм! Очень уж он хорош. Инспектора сыграл профессор Люпин из "Гарри Поттера".

Впрочем, она отказывает в помощи беременной женщине из своих моральных устоев, убеждая её найти отца и выйти за него замуж. Она, конечно, не догадывается, что бедная, голодная до обморока женщина беременна от её собственного сына.

Обожаю этот мем!
Обожаю этот мем!

Вообще подобное морализаторство – в духе Геры. Они рьяно поддерживают институт семьи, защищают идеи нерушимости клятв брака и верности до гроба.

Причём сами они действительно безупречны – жёны-Геры отличаются исключительной верностью. Но вот их мужья далеко не всегда хорошие семьянины.

Измены мужа – настоящая трагедия для Геры. Другие женские архетипы не так остро переживают подобное событие.
А уж развод для неё – худший кошмар.

Вот почему Геры так не любят свободных красивых женщин.

Они видят в них угрозу.

Лёгкое поведение

В этом фильме тоже показан архетип Геры и противостояние с невесткой Ларитой-Афродитой (плюс архетипы Артемиды и Афины – женщина достаточно независима).

Слишком опасна!
Слишком опасна!

Невестка сразу же пришлась не ко двору в чопорном английском доме. И, конечно, же наделала шороху.

Свекровь не просто так невзлюбила американку: она кожей чувствовала исходящую от неё опасность.

Хорошо показано, как Гера готова бороться за «приличную картинку идеальной семьи». Она чуть ли не на аркане вернула мужа в семью.

У них давно нет ни любви, ни страсти, ни хотя бы дружбы и простого человеческого взаимопонимания.

Колин как всегда бесподобен! Настоящий английский джентельмен.
Колин как всегда бесподобен! Настоящий английский джентельмен.

Но всё это мелочи.

Главное, что «сохранили семью».

Тёмная сторона

Любой перекос выводит женщину из баланса. Так и с Герой: нельзя бросать свою жизнь под ноги мужчине и растворяться в нём. Развод или вдовство – это, конечно, страшная потеря, но всё же не конец света.

Женщина должна развивать в себе и другие архетипы!

Также Гере нужно научиться доверять своему полу, уметь дружить и сотрудничать с женщинами, а главное -- не обвинять их в кобеляже собственного мужа!

Ещё один фильм о столкновении жены и любовницы.
Ещё один фильм о столкновении жены и любовницы.

Геры всегда обвиняют любовниц.

Это в корне неправильно.

Проблема не в любовнице, а в неверном муже.

Мужчина сам принимает решение, спать ему с другой или не спать!

Именно он совершает предательство в отношении жены, а не "су4ка крашена". Мужчина принимает решение создать семью, а потом обманывает жену, изменяя ей с любовницей(цами).

Лично я считаю не слишком чистоплотными женщин, вступающих в отношения с женатыми мужчинами. Но моральный облик чужой женщины никак не связан с тем, что позволяет или не позволяет себе ваш муж!

Драки с любовницами и борьба за ненаглядного лишь тешат мужское самолюбие. Гере же такие ситуации несут лишь страдание и саморазрушение. Если жизнь с неверным мужем мучительна, то нужно его сменить. Найти другого, с твёрдыми установками на моногамию.

Или жить одной, развивать в себе независимость.

https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/hollywood/50227/foto/m22984/1053754/
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/hollywood/50227/foto/m22984/1053754/

Героиня Кирстен Данст в итоге так и поступила.

Сохранять брак, причиняющий страдания, ни в коем случае нельзя! Иначе гнев сожрёт изнутри.

Светлая сторона

Архетип Геры нужен женщине, чтобы создавать долгосрочные отношения на перспективу.

У Геры много отличных качеств. Это и верность, и дипломатичность, и умение поддержать мужа, даже если весь мир готов разорвать его на куски.

Когда стреляли в Кеннеди, жена закрывала его собой. https://spletnik.ru/71773-dzheki-kennedi-znala-ob-izmena-dzhona-kennedi.html
Когда стреляли в Кеннеди, жена закрывала его собой. https://spletnik.ru/71773-dzheki-kennedi-znala-ob-izmena-dzhona-kennedi.html

Вспомните кадр с Ричардом Никсоном.

Уотергейтский скандал закончился отставкой президента! И в момент серьёзного испытания, когда нация ополчилась против него, жена и дети стоят рядом.

Это безумно трогательно! За такую поддержку можно многое отдать.

В глубине души каждый мужчина надеется, что его жена будет именно такой.

  • Верной.
  • Бескорыстной.
  • Порядочной.
  • Готовой пойти на жертвы ради него, подставить плечо в трудной ситуации.

Напишите в комментариях, что вы думаете про архетип Геры.

  • Нравится ли он вам?
  • Принимаете ли вы его в себе или отвергаете, предпочитая развиваться по-другому?
  • Мужчины, встречали ли вы женщин-Гер? Что вы думаете об этом женском архетипе?

Другие статьи:

Моя книга на Литрес:

Мамина любовь — Марина Беликова | Литрес