Богиня Гера, жена громовержца Зевса, относится к архетипу зависимых богинь. Её статус напрямую зависел от брака и давал ей высокое положение на Олимпе. Отношения с мужем она воспринимает как способ выстраивать отношения с внешним миром.
В то же время, как и все зависимые богини, Гера страдала от действий мужчин. Многочисленные измены супруга оскорбляли и ранили преданную (во всех смыслах) Геру, порой доводя до исступления. Она не могла ничего сделать неверному мужу, поэтому весь свой гнев изливала на его женщин и их потомство.
Вспомните миф о новорождённом Геракле, которому мстительная Гера положила в колыбель двух змей.
Давайте рассмотрим подробнее проявление этого женского архетипа в кино и в литературе.
Улыбка Моны Лизы
В основе этого фильма – столкновение двух архетипов.
Независимая преподавательница с ярко выраженным архетипом Артемиды схлестнулась с лучшей студенткой – идейной Герой, топящей за традиционные семейные ценности.
Если вдуматься, то героиню Кирстен Данст очень жаль.
Она как послушная дочь (архетип Коры) так старалась угодить своей матери-Гере (холодной, отвергающей, нарциссичной женщине), что не заметила, как утратила себя и в итоге получила совсем не такой брак, о котором мечтала.
Показателен момент в фильме, когда девушка приезжает к матери в ночи. Муж в открытую изменяет ей и давно оставил супружескую постель (и это при том, что они были женаты меньше года!)
Мать отказывается принимать дочь у себя, ведь «жена должна быть подле мужа несмотря ни на что».
То, что муж не хочет быть с женой в расчёт как-то не принимается.
Это в норме для Геры – «бороться за семью». Даже если никакой семьи уже и в помине нет.
Дело было в Пенькове
В старом советском фильме показан любовный треугольник. Матвей женился на Ларисе, у них родился сын.
К ним в колхоз приезжает специалист-зоотехник Тоня. Матвей влюбляется в Тоню – не только красивую, но и умную, образованную девушку (архетип Афины).
В Ларисе силён архетип Геры. Можно сказать, что он ведущий. Лариса уязвлена и готова бороться за внимание мужа даже крайними методами.
Ревность порой толкает людей на бесчеловечные поступки.
Унесённые ветром
По понятным причинам раньше в женщинах этот архетип развивался гораздо чаще. В романе «Унесённые ветром» полно подобных героинь.
Это и миссис Мид, и миссис Мэрриузер – «дракон старой гвардии», и страдающая от невостребованности Сьюлин, и Мелани Уилкс (но у неё смесь с другими архетипами – Деметры, Персефоны, Гестии и Афины).
И, конечно, безупречная леди Эллин О'Хара.
Мать Скарлетт не жалеет себя. Она служит своей семье, своему мужу, служит обществу, в котором живёт. И делает это с лёгкой улыбкой на уставшем лице.
Мне она напоминает самоотверженную жену Льва Толстого, Софью.
Возможно, эти женщины были даже по-своему счастливы.
В служении есть огромная сила, дающая нескончаемый поток энергии. Служение позволяет наполнить жизнь глубоким смыслом.
И всё же я предпочитаю другие, более эгоистичные модели бытия.
А вы?
Игра престолов
В Кейтлин Старк одинаково хорошо развиты архетипы жены (Геры) и матери (Деметры).
Их брак с Неддом основан больше не на любви, а на взаимном уважении и общих ценностях.
Степфордские жёны
Ещё один пример идеальной жены по-американски.
Героиня Гленн Клоуз (не перестаю удивляться, насколько она многогранная актриса!) воплощает именно этот архетип.
В фильме «Жена» она тоже, кстати, играет женщину, пожертвовавшую всем ради карьеры мужа.
Визит инспектора
Мать семейства и жена фабриканта занимается благотворительностью, помогая женщинам, попавшим в трудную ситуацию.
Рекомендую этот фильм! Очень уж он хорош. Инспектора сыграл профессор Люпин из "Гарри Поттера".
Впрочем, она отказывает в помощи беременной женщине из своих моральных устоев, убеждая её найти отца и выйти за него замуж. Она, конечно, не догадывается, что бедная, голодная до обморока женщина беременна от её собственного сына.
Вообще подобное морализаторство – в духе Геры. Они рьяно поддерживают институт семьи, защищают идеи нерушимости клятв брака и верности до гроба.
Причём сами они действительно безупречны – жёны-Геры отличаются исключительной верностью. Но вот их мужья далеко не всегда хорошие семьянины.
Измены мужа – настоящая трагедия для Геры. Другие женские архетипы не так остро переживают подобное событие.
А уж развод для неё – худший кошмар.
Вот почему Геры так не любят свободных красивых женщин.
Они видят в них угрозу.
Лёгкое поведение
В этом фильме тоже показан архетип Геры и противостояние с невесткой Ларитой-Афродитой (плюс архетипы Артемиды и Афины – женщина достаточно независима).
Невестка сразу же пришлась не ко двору в чопорном английском доме. И, конечно, же наделала шороху.
Свекровь не просто так невзлюбила американку: она кожей чувствовала исходящую от неё опасность.
Хорошо показано, как Гера готова бороться за «приличную картинку идеальной семьи». Она чуть ли не на аркане вернула мужа в семью.
У них давно нет ни любви, ни страсти, ни хотя бы дружбы и простого человеческого взаимопонимания.
Но всё это мелочи.
Главное, что «сохранили семью».
Тёмная сторона
Любой перекос выводит женщину из баланса. Так и с Герой: нельзя бросать свою жизнь под ноги мужчине и растворяться в нём. Развод или вдовство – это, конечно, страшная потеря, но всё же не конец света.
Женщина должна развивать в себе и другие архетипы!
Также Гере нужно научиться доверять своему полу, уметь дружить и сотрудничать с женщинами, а главное -- не обвинять их в кобеляже собственного мужа!
Геры всегда обвиняют любовниц.
Это в корне неправильно.
Проблема не в любовнице, а в неверном муже.
Мужчина сам принимает решение, спать ему с другой или не спать!
Именно он совершает предательство в отношении жены, а не "су4ка крашена". Мужчина принимает решение создать семью, а потом обманывает жену, изменяя ей с любовницей(цами).
Лично я считаю не слишком чистоплотными женщин, вступающих в отношения с женатыми мужчинами. Но моральный облик чужой женщины никак не связан с тем, что позволяет или не позволяет себе ваш муж!
Драки с любовницами и борьба за ненаглядного лишь тешат мужское самолюбие. Гере же такие ситуации несут лишь страдание и саморазрушение. Если жизнь с неверным мужем мучительна, то нужно его сменить. Найти другого, с твёрдыми установками на моногамию.
Или жить одной, развивать в себе независимость.
Героиня Кирстен Данст в итоге так и поступила.
Сохранять брак, причиняющий страдания, ни в коем случае нельзя! Иначе гнев сожрёт изнутри.
Светлая сторона
Архетип Геры нужен женщине, чтобы создавать долгосрочные отношения на перспективу.
У Геры много отличных качеств. Это и верность, и дипломатичность, и умение поддержать мужа, даже если весь мир готов разорвать его на куски.
Вспомните кадр с Ричардом Никсоном.
Уотергейтский скандал закончился отставкой президента! И в момент серьёзного испытания, когда нация ополчилась против него, жена и дети стоят рядом.
Это безумно трогательно! За такую поддержку можно многое отдать.
В глубине души каждый мужчина надеется, что его жена будет именно такой.
- Верной.
- Бескорыстной.
- Порядочной.
- Готовой пойти на жертвы ради него, подставить плечо в трудной ситуации.
Напишите в комментариях, что вы думаете про архетип Геры.
- Нравится ли он вам?
- Принимаете ли вы его в себе или отвергаете, предпочитая развиваться по-другому?
- Мужчины, встречали ли вы женщин-Гер? Что вы думаете об этом женском архетипе?
Другие статьи:
Моя книга на Литрес: