Разбираемся в противоречиях, которые возникают в нашем представлении о зуммерах — представителях, пожалуй, одного из самых неоднозначных поколений, про которое говорят, что они не любят работать и не вылезают из интернета.
Кто такие миллениалы и зуммеры
Миллениалы — это люди, родившиеся накануне смены тысячелетий, во временном промежутке с 1984 по 2000 год (по другим данным — с 1981 по 1996 год). Границы поколений зачастую размыты, поскольку само «поколение» — явление интуитивное. Еще их называют сетевым поколением, потому что, как правило, они живут и работают в интернете и были в этом смысле первыми.
Поколение Z, или зуммеры (с 2000 по 2011 год), тоже не представляют себя без смартфонов, но, в отличие от миллениалов, которых часто упрекают в инфантилизме и склонности к депрессии, они рано начинают зарабатывать деньги, в целом позитивно смотрят на мир и ведут активный и здоровый образ жизни. Оба термина придумали исследователи Уильям Штраус и Нил Хау. По мнению авторов, одно поколение — люди, родившиеся в течение 20 лет. Штраус и Хау взяли именно такой период, поскольку считали, что столько длится каждая из четырех фаз жизни: детство, молодость, зрелость и старость.
Главные стереотипы про зуммеров. Разбираемся, что из этого правда, а что нет
Зуммеры не вылезают из интернета
Действительно, согласно недавнему опросу издания Morning Consult, 54 % зуммеров проводят в социальных сетях более четырех часов в день. Среди миллениалов этот показатель не более 18 %. Фактически почти 92 % зуммеров имеют цифровой след. По данным другого социологического исследования, для 40 % представителей поколения Z исправный Wi-Fi важнее, чем работающие туалеты. Зуммеры бесспорно самые активные пользователи интернета, но парадокс: они также любят общаться вживую. Так, 53 % представителей поколения Z предпочитают личное контактирование обмену быстрыми сообщениями в мессенджерах и переписке по электронной почте.
Это может быть связано с тем, что большинство приложений, с которыми выросли зуммеры (от Skype до Snapchat и TikTok), рассчитаны на общение с помощью видео, а не текста, а также с самой зависимостью от технологий и, как следствие, стремлением от нее уйти. Пусть даже на время.
Зуммеры не умеют концентрироваться, но любят видеоролики
Согласно исследованиям, в период с 2000 по 2015 год объем нашего внимания сократился на целых 25 % — люди теперь официально фокусируются хуже, чем золотые рыбки. Так что это общая тенденция и касается не только зуммеров. Неудивительно, что короткие видео лучше просматривают, и они чаще становятся вирусными.
Тем интереснее недавнее открытие: зуммеры также обожают длинные видео. Согласно опросу, в котором приняли участие тысячи респондентов поколения Z, 83 % из них используют YouTube для просмотра длинных успокаивающих видео, которые помогают им расслабиться. Один из самых популярных форматов — ASMR-видео.
Autonomous Sensory Meridian Response (ASMR) переводится как «автономная сенсорная меридиональная реакция» и обозначает эмоциональное и физическое переживание, которое вызывает приятное покалывание в коже головы и шеи. Оно может возникать от шепота или других успокаивающих звуков вроде легкого постукивания, треска костра или даже шкварчания масла в сковороде, поэтому в ASMR-видео часто запечатлен медитативный процесс готовки. Тенденцию подхватили крупные институции. Например, у Музея Виктории и Альберта в Лондоне есть плейлист видеороликов «ASMR в музее» с успокаивающими ASMR-звуками, которые они извлекают с помощью артефактов из своей коллекции.
К другим популярным формам подобного контента относятся прямые трансляции из леса и более чем 10-часовые видеоролики с записями природы. Как отметили 90 % респондентов, такие видео помогают им почувствовать, будто они находятся в другом месте.
Большинство зуммеров не любят высшее образование, а еще они никого не уважают
Действительно, в отличие от миллениалов, зуммеры куда чаще пренебрегают высшим образованием, но только потому, что рано начинают работать. Вместо того чтобы пять лет осваивать специальность, а затем год за годом повышать свою квалификацию, они выбирают краткосрочные курсы, смотрят обучающие видео, ищут работодателей, которые предлагают вход в профессию с нуля, или грезят о собственном деле.
Согласно статистике, поколение Z на 55 % чаще, чем миллениалы, хочет начать собственный бизнес. Еще одни данные говорят о том, что о своем деле мечтают 72 % старшеклассников поколения Z.
Они куда большие индивидуалисты, чем миллениалы. Командной работе они предпочитают индивидуальную. По крайней мере, 71 % опрошенных зуммеров полностью согласны с фразой: «Если хочешь сделать хорошо, сделай это сам». Но и те и другие ищут наставника, который поможет им развить свои сильные качества (среди миллениалов таковых 75 %).
При этом зуммеры очень похожи на миллениалов и в стремлении развиваться. Как первые, так и вторые выбирают работу в соответствии с карьерными возможностями, которые она может предложить.
Зуммеры все делают напоказ
Из-за огромной популярности видеоблогеров, которые снимают каждый шаг своей жизни, складывается впечатление, будто зуммеры (которые и составляют абсолютное большинство популярных блогеров) ничего не скрывают и буквально живут напоказ. Это не так. По данным опроса, 70 % зуммеров поделятся личной информацией скорее со своим котом, чем с начальником или подписчиками. В отличие от миллениалов, которые, будучи пионерами в области цифровых технологий, активно обнародовали своим мысли и пристрастия в Сети, зуммеры гораздо более избирательны в том, что о себе рассказывать. Так, например, именно зуммеры первыми полюбили Storis, которые исчезают через 24 часа, и тяготели к Snapchat, где контент тоже не живет вечно.
Они не похожи на миллениалов и вообще совсем другие
Сегодня 58 % взрослых людей во всем мире соглашаются с тем, что у современных детей больше общего со своими сверстниками по всему миру, чем со взрослыми соотечественниками. Благодаря интернету миллениалы стали первым глобальным поколением, потому что могли наблюдать за важными событиями в мире в реальном времени, и это формировало схожие цели и ценности. Но чем дальше, тем больше становится разрыв между миллениалами и зуммерами, и не последнюю роль в этом играет интернет.
Когда-то именно миллениалы с их привычками и взглядами, по сути, определили функционал и внешний вид самых популярных приложений для общения. Сегодня, когда интернет вступил в новую эру, многое изменилось — разработчики социальных сетей обратились к поколению Z с их интернет-причудами как к самой перспективной с точки зрения покупательской способности группе. К некоторым трендам миллениалам только предстоит приспособиться, и это часто становится причиной шуток со стороны зуммеров. Так, в их обиход вошло понятие «миллениальной паузы» (Millennial Pause) — это доли секунды, которые миллениалы ждут, прежде чем начинают говорить в видео. Так они интуитивно стремятся обойти задержку записи, свойственную старым технологиям. Термин впервые был использован в TikTok о Тейлор Свифт, которая тоже не застрахована от паузы, вызывающей у зуммеров нервную дрожь.
Но действительно ли зуммеры совершенно другие? Вряд ли. Противостояние разных поколений нужно им, чтобы обозначить собственную идентичность. Но реальность такова, что «войны» между ними — это лишь раздутые маркетинговые приемы, и тот факт, что люди до сих пор не всегда могут договориться, кто к какому поколению относится, только подтверждает этот тезис.
Интересно? Сделали для вас подборку материалов: