Найти в Дзене
druzhinin audio

И всё-таки… Есть ли разница между «фирменными» и «пиратскими» CD?

Оглавление

№19/2023. Эту тему мы уже подробно разбирали, но в прошлом обзоре была одна маленькая хитрость. Спойлер: разница есть!

Also available on: Telegram, VK & DAstereo

Всем привет!

Пару недель назад в блоге вышел материал о том, есть ли разница в звуке между «фирменным» компакт-диском и его полной «репликой»:

Если ещё не видели, рекомендую перед прочтением этого выпуска ознакомиться.

Так вот, в том обзоре была одна маленькая хитрость, на которую, как мне казалось, читатели должны были обратить внимание. А именно: сравнивались не сами диски, а их «рипы», сделанные с помощью Exact Audio Copy (EAC).

Лучше программы для снятия точных копий CD я не встречал. В моём случае за почти 15 лет использования она дала осечку всего два или три раза. И это были действительно патологические случаи.

В основном же EAC справляется на ура не только с дисками, поврежденными нерадивыми пользователями (неаккуратное обращение, прослушивание в балалайках с щелевой загрузкой и другие смертные грехи), но также и с CD, имеющими фабричные дефекты. Как и виниловые пластинки, компакт-диски тоже могут быть «кривыми», или со смещенным центром, или с недостаточным/чрезмерным диаметром отверстия. Плюс от времени теряет свои характеристики и отражающий слой.

И если проигрыватель компакт-дисков (принцип чтения дорожки лазером опять же отсылает нас к винилу) с разной степенью успешности справится с этими проблемами с помощью системы коррекции ошибок, то EAC будет вновь и вновь «перечитывать» сомнительный участок диска, пока не «выскребет» из него всю информацию. Не случайно во многих аудио-комьюнити единственно правильными считаются «рипы», снятые только с помощью EAC, причём в виде «образа диска» (.image + .cue).

Поэтому делать однозначный вывод о качестве оригинального диска и его «реплики» на основании сравнения «рипов» было бы неправильно. При воспроизведении на стационарном CD-проигрывателе разница между ними есть, причём весьма существенная. Во всяком случае, на тех дисках, которые мы уже рассматривали в прошлом выпуске.

Чтобы усложнить задачу, я ввёл в сравнение третий диск — ещё одну «реплику», оформленную под mini-vinyl, о которой также уже упоминал ранее.

Итак, на столике для препарирования:

Nirvana «Bleach. 20th Anniversary Deluxe Edition» (1989/2009)

Слева: европейское издание, напечатанное в Германии || Discogs

В центре: российская «реплика» в «стекле» (Jewel Case) || Discogs

Справа: российская «реплика» под mini-vinyl || Discogs

-2
-3

«Реплики» от разных производителей, о чём говорят, например, «накатки»:

«Стекло»

-4

Mini-vinyl

-5

Оригинальный диск

-6

Видел в комментариях недоумение относительно выбранного для сравнения материала. Поясню: во-первых, в моей фонотеке просто нет других дублирующихся позиций, а во-вторых, я убеждён, что так называемые «аудиофильские записи» наименее всего подходят для выявления каких-либо различий (если интересны мои рассуждения на этот счёт, тезис раскрывается вот в ЭТОМ выпуске).

Юбилейное переиздание альбома к тому же действительно не блещет качеством. На мой вкус, самый лучший звук — на первых английских и американских прессах 1989-90 гг. с оригинальным мастерингом.

Аудио-система, на которой проводилось прослушивание: CD/SACD-проигрыватель Pioneer PD-10-K, силовой кабель — «младший брат DH Labs Red Wave» («американец» на посеребрённой меди), RCA-кабель Renkforce («винтажная Германия»), усилитель Victor A-X1000 (рекап 2021 г. + понижающий трансформатор Штиль 1,0 кВА), акустические кабели Proel (сечение 4 «квадрата», bi-wiring), колонки Vandersteen Model 2Ce Signature II. Тракт гальванически развязан от сети, напряжение стабилизировано.

Как и в прошлый раз, для теста была выбрана композиция «About A Girl».

Сравнение проводилось попарно и в два захода. Очередность при первом прослушивании: 1) оригинал + «стекло», 2) оригинал + mini-vinyl, 3) «стекло» + mini-vinyl. Трек воспроизводился полностью.

При втором: 1) «стекло» + оригинал, 2) mini-vinyl + оригинал, 3) mini-vinyl + «стекло». Трек прослушивался примерно до середины дорожки.

Результаты

Оригинальный диск. Широкая и объемная сцена, инструменты имеют чёткую локализацию, голос без сибилянтов, амплитудно-частотная характеристика без перекосов, однако «сочным» звук не назвать — динамический диапазон хоть и не фатально, но поджат (привет, ремастеринг!).

«Стекло». АЧХ: ВЧ и НЧ отыгрывают на уровне оригинального диска, а вот «серединка» подвалена. Сцена заметно менее объемная. Инструменты при этом сохранили локализацию, но голос чуть теряется в общей звуковой картине.

Mini-vinyl. К «косякам» предыдущего варианта добавился заметный спад в нижнем регистре. На этом фоне ВЧ кажутся навязчивыми. Звук балансирует на грани комфортности.

С чем могут быть связаны такие отличия?

У меня есть два предположения. Во-первых, «даунгрейд» мог произойти на этапе копирования оригинального диска. Никто ведь достоверно не знает, как «пираты» осуществляют эту процедуру. «Исходником» мог быть даже и не оригинальный диск, а, например, его копия на CD-R (ну, вдруг?) или сомнительного происхождения «рип» с торрентов (что более вероятно).

Во-вторых, качество самого диска. Сильно сомневаюсь, что контрафактная продукция проходит какой-либо контроль качества. Уж если оригинальные изделия «грешат» фабричными дефектами, то в случае с «репликами» их вероятность кратно увеличивается.

Читайте также:

Всем хорошего звука! До новых встреч.

Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru

Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на канал — в Дзене или Telegram. А еще есть паблик на VKне только), а также собственный столик в баре DAstereo.