№19/2023. Эту тему мы уже подробно разбирали, но в прошлом обзоре была одна маленькая хитрость. Спойлер: разница есть!
Also available on: Telegram, VK & DAstereo
Всем привет!
Пару недель назад в блоге вышел материал о том, есть ли разница в звуке между «фирменным» компакт-диском и его полной «репликой»:
Если ещё не видели, рекомендую перед прочтением этого выпуска ознакомиться.
Так вот, в том обзоре была одна маленькая хитрость, на которую, как мне казалось, читатели должны были обратить внимание. А именно: сравнивались не сами диски, а их «рипы», сделанные с помощью Exact Audio Copy (EAC).
Лучше программы для снятия точных копий CD я не встречал. В моём случае за почти 15 лет использования она дала осечку всего два или три раза. И это были действительно патологические случаи.
В основном же EAC справляется на ура не только с дисками, поврежденными нерадивыми пользователями (неаккуратное обращение, прослушивание в балалайках с щелевой загрузкой и другие смертные грехи), но также и с CD, имеющими фабричные дефекты. Как и виниловые пластинки, компакт-диски тоже могут быть «кривыми», или со смещенным центром, или с недостаточным/чрезмерным диаметром отверстия. Плюс от времени теряет свои характеристики и отражающий слой.
И если проигрыватель компакт-дисков (принцип чтения дорожки лазером опять же отсылает нас к винилу) с разной степенью успешности справится с этими проблемами с помощью системы коррекции ошибок, то EAC будет вновь и вновь «перечитывать» сомнительный участок диска, пока не «выскребет» из него всю информацию. Не случайно во многих аудио-комьюнити единственно правильными считаются «рипы», снятые только с помощью EAC, причём в виде «образа диска» (.image + .cue).
Поэтому делать однозначный вывод о качестве оригинального диска и его «реплики» на основании сравнения «рипов» было бы неправильно. При воспроизведении на стационарном CD-проигрывателе разница между ними есть, причём весьма существенная. Во всяком случае, на тех дисках, которые мы уже рассматривали в прошлом выпуске.
Чтобы усложнить задачу, я ввёл в сравнение третий диск — ещё одну «реплику», оформленную под mini-vinyl, о которой также уже упоминал ранее.
Итак, на столике для препарирования:
Nirvana «Bleach. 20th Anniversary Deluxe Edition» (1989/2009)
Слева: европейское издание, напечатанное в Германии || Discogs
В центре: российская «реплика» в «стекле» (Jewel Case) || Discogs
Справа: российская «реплика» под mini-vinyl || Discogs
«Реплики» от разных производителей, о чём говорят, например, «накатки»:
«Стекло»
Mini-vinyl
Оригинальный диск
Видел в комментариях недоумение относительно выбранного для сравнения материала. Поясню: во-первых, в моей фонотеке просто нет других дублирующихся позиций, а во-вторых, я убеждён, что так называемые «аудиофильские записи» наименее всего подходят для выявления каких-либо различий (если интересны мои рассуждения на этот счёт, тезис раскрывается вот в ЭТОМ выпуске).
Юбилейное переиздание альбома к тому же действительно не блещет качеством. На мой вкус, самый лучший звук — на первых английских и американских прессах 1989-90 гг. с оригинальным мастерингом.
Аудио-система, на которой проводилось прослушивание: CD/SACD-проигрыватель Pioneer PD-10-K, силовой кабель — «младший брат DH Labs Red Wave» («американец» на посеребрённой меди), RCA-кабель Renkforce («винтажная Германия»), усилитель Victor A-X1000 (рекап 2021 г. + понижающий трансформатор Штиль 1,0 кВА), акустические кабели Proel (сечение 4 «квадрата», bi-wiring), колонки Vandersteen Model 2Ce Signature II. Тракт гальванически развязан от сети, напряжение стабилизировано.
Как и в прошлый раз, для теста была выбрана композиция «About A Girl».
Сравнение проводилось попарно и в два захода. Очередность при первом прослушивании: 1) оригинал + «стекло», 2) оригинал + mini-vinyl, 3) «стекло» + mini-vinyl. Трек воспроизводился полностью.
При втором: 1) «стекло» + оригинал, 2) mini-vinyl + оригинал, 3) mini-vinyl + «стекло». Трек прослушивался примерно до середины дорожки.
Результаты
Оригинальный диск. Широкая и объемная сцена, инструменты имеют чёткую локализацию, голос без сибилянтов, амплитудно-частотная характеристика без перекосов, однако «сочным» звук не назвать — динамический диапазон хоть и не фатально, но поджат (привет, ремастеринг!).
«Стекло». АЧХ: ВЧ и НЧ отыгрывают на уровне оригинального диска, а вот «серединка» подвалена. Сцена заметно менее объемная. Инструменты при этом сохранили локализацию, но голос чуть теряется в общей звуковой картине.
Mini-vinyl. К «косякам» предыдущего варианта добавился заметный спад в нижнем регистре. На этом фоне ВЧ кажутся навязчивыми. Звук балансирует на грани комфортности.
С чем могут быть связаны такие отличия?
У меня есть два предположения. Во-первых, «даунгрейд» мог произойти на этапе копирования оригинального диска. Никто ведь достоверно не знает, как «пираты» осуществляют эту процедуру. «Исходником» мог быть даже и не оригинальный диск, а, например, его копия на CD-R (ну, вдруг?) или сомнительного происхождения «рип» с торрентов (что более вероятно).
Во-вторых, качество самого диска. Сильно сомневаюсь, что контрафактная продукция проходит какой-либо контроль качества. Уж если оригинальные изделия «грешат» фабричными дефектами, то в случае с «репликами» их вероятность кратно увеличивается.
Читайте также:
Всем хорошего звука! До новых встреч.
Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru
Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на канал — в Дзене или Telegram. А еще есть паблик на VK (и не только), а также собственный столик в баре DAstereo.