При начальной цене в 120 миллионов рублей, дом Чанжина ушел покупателю – ООО «Гелант» – за 156 миллионов. Торги были организованы Фондом имущества северной столицы.
- Хотя внешне кажется, что ничего так и не происходит, бюрократическая машина медленно, но ворочается, - заметил по поводу события один из петербургских активистов-градозащитников. – Будем надеяться, что теперь дом-памятник доживет до ремонта.
Дом Чанжина. Источник: ТГ-канал "Живой Город"
Это примечательное здание было практически последним бесхозным строением такого рода в петербургском историческом районе Коломна. Если не считать маленького – и тоже аварийного – флигеля на улице Лабутина №25.
Судьба дома Чанжина драматична, однако, увы, весьма типична для многих подобных памятников северной столицы.
Читайте также: Судьба дома Брюллова в Петербурге решилась
Его угловую часть построили в 1801 году по проекту архитектора Андрея Михайлова-второго. Предполагается, что заказчиком был петербургский вице-губернатор и действительный статский советник Степан Никитович Завальевский. Однако в 1820-м участок вместе с постройкой приобрел купец Иван Клементьевич Чанжин.
В 1857 году старое двухэтажное угловое здание с мезонином было расширено по проекту инженера-архитектора Николая Сычова по заказу нового владельца дома – Михаила Северова, тоже из купеческого сословия. Тогда дом и обрел черты архитектурного классицизма.
Проект дома Чанжина. Источник: ТГ-канал "Живой Город"
Здание едва не погибло под бомбежками во время блокады, но чудом сохранилось. Однако после войны неуклонно приходило в запустение. С 2015 года, по инициативе российского посла во Франции, дом Чанжина хотели передать Гидрометеорологическому университету, однако так и не передали.
В прошлом году градозащитники безуспешно просили ПАО «Газпром» взять дом под свою опеку – в числе других гибнущих архитектурных реликвий Петербурга.
До наших дней здание дошло в удручающем состоянии. Единственное, что радует – оно избежало сильных пожаров, которые постоянно уничтожают другие подобные питерские памятники.