Поговорим о внутреннем конфликте персонажа. Эта та структурная часть, которая дает глубину героям, задает темп (внутреннюю динамику сюжета), усложняет повествование, выводя его из событийного уровня на уровень психологический, а, при должном конфликте, и на уровень социального романа и даже философского.
Для начала рассмотрим, что не является внутренним конфликтом героя, потому что, как показывает практика, авторы склонны считать ситуационные проблемы героя – внутренним конфликтом. Жизнь с абьюзером, бедная героиня ищет способ выбраться – это внешний конфликт; на мир напали монстры или злодей, а герою нужно сражаться – внешний конфликт; на работе проблемы и достала жена/муж/дети/родственники, герой мучается – внешний конфликт; и тд. Все ситуации, которые являются препятствиями на пути героя – внешние конфликты. Как бы долго они не длились – они ситуативные, потому что они закончатся.
Чтобы понять, что является внутренним конфликтом, надо четко понимать, что герой существовал до конфликтной внешней ситуации, и будет существовать после. А внутренний конфликт персонаж носит с собой всегда. Конфликт создает определенную структуру характера. Если в упрощенном виде, то внутренний конфликт выглядит, как столкновение двух постоянных черт характера. Человек упорен (создает что-то, работает над чем-то, ждет известности, повышения, поощрения), но он застенчив (плохо взаимодействует с людьми, одиночка, молчун). Пьер Безухов жаждет знания и пользы, но он безволен, склонен к распутству. Две его черты вступают в конфликт. Наташа Ростова общительна и впечатлительна, но она поверхностна, и впечатления сменяют друг друга. От этого рождаются определенные ситуации, она сама себе становится и вдохновением, и препятствием.
В примере выше из жизни с абьюзером – любая героиня здесь жертва, есть общая психология жертвы, но мы-то создаем конкретного персонажа, нам общих черт будет мало, также мало будет описания абьюза, как внешнего конфликта – абьюз, как ситуация, имеет общие черты. То есть мы создадим нечто обобщенное, а не конкретное. Поэтому мы должны задать вопрос к созданию этого персонажа: Кто наша героиня до абьюза, кто она после. Какой конфликт она в себе несет? Как он проявляется в ситуации, в которую попала героиня? Когда мы пропишем внутренний конфликт, мы поймем, как именно эта героиня будет вести себя в создавшейся ситуации. Это уже будет не любая женщина, а вполне себе определенная.
Внутренний конфликт может быть непроявленным, то есть человек живет в более-менее уравновешенном состоянии, можно сказать, в спящем, так сложились обстоятельства. Но происходят события, и конфликт может проявиться.
Без внутреннего конфликта мы имеем персонажей, которые просто бегут по событиям из точки А в точку Б, реагируя, как инфузории-туфельки на других персонажей исходя из ситуации, а не из своего характера. Если бы люди не имели внутреннего конфликта, они бы могли реагировать на все с ними случающееся, исходя из логики и пользы. Вроде как, ой, дракон, спрячусь-ка я в пещеру. Или ой, это нехороший человек, я не буду с ним общаться. Или, надо ответить так и поступить вот эдак, и я, взял и ответил. Но люди не таковы. Они слышат других сквозь собственный фильтр, умудряясь в ясных словах услышать что-то совершенно свое. Они поступают не так, как велит разум, а часто сквозь мощные фильтры иррациональные (страх, недоверие, жажда признания или любви и тд) или рациональные (установки сознания, помните фильм «всегда говори да»?). Почему на одни и те же ситуации разные люди ведут себя по-разному?
Все это из определенного внутреннего конфликта, который присущ каждому. Этот конфликт составляет основу характера. Поэтому так важно изначально определить те два качества, что создают клетку характера из желания и препятствия к его осуществлению.
___________________________
Анна Гутиева, писатель, лит.редактор, психолог, преподаватель литмастерства
Книга для писателей "О чем кричит редактор"
Информация по редактуре и разбору текстов
КОНФЛИКТ ПЕРСОНАЖА. ЧТО ЭТО, ЗАЧЕМ, КАК
16 мая 202316 мая 2023
351
3 мин
3