Он прибыл из далеких земель, привезя с собою много подарков и храбрую дружину. Но пришел он на Русь не для того чтобы торговать или воевать, его дело – любовное. Сосватать за себя племянницу русского князя Владимира. Корабль богато украшен шкурами животных, паруса сделаны из дорогой ткани, пусть все видят с берега – жених едет! А зовут жениха Соловей Будимирович.
В русском эпосе много былин о богатырском сватовстве. Большая часть из них – несчастные. На нашем канале уже были рассмотрены многие случаи неудачного сватовства – кровавая свадьба Дуная Ивановича, поездка Ивана Годиновича и другие… Но есть и счастливые – женитьба Добрыни и Настасьи Микулишны, свадьба Хотена и Чаяны.
Былина «Соловей Будимирович» по-своему уникальна. В ней совершенно нет конфликта, в ней отражены сказочные и мифологические представления о свадьбе, она полна описаниями бытовых подробностей жизни русских.
Сразу следует отметить, что Соловей Будимирович не имеет никакой связи с Соловьем-разбойником. Соловей-разбойник демоническое существо, сидящее на пограничной заставе, тогда как Соловей Будимирович – богатый жених, без злых умыслов, хотя и не лишенный положительных потусторонних черт (он представитель другого рода-племени).
Само его имя Соловей Будимирович наполнено брачной символикой – в русских народных песнях жених часто уподобляется голосистому соловью, который своим пением будит невесту. Именно поэтому он Будимирович – пробуждает мир своей невесты.
Соловей Будимирович, свадебный поезд и испытание жениха
Начинается былина с описания богато украшенного корабля, дорогих подарков, которые Соловей везет для князя Владимира, княгине Апраксии и их племяннице Забаве. Описывается и дружина Соловья – все они нарядно одеты, на ногах щегольская обувь, суконные платья, меховые шапки.
Корабль Соловья Будимировича одновременно имеет черты драккара викингов, и свадебного поезда! И этот свадебный поезд мчится к дому невесты, чтобы заплатить богатый выкуп за невесту.
Жених имеет ярко выраженные черты представителя другого мира, однако они не негативные. Он тоже русский, просто из другого рода-племени:
Я из той земли, из богатой орды,
Я из-за славного из-за синего моря,
Того ли я острова Подольского,
Той земли Веденецкия.
Родина Соловья Будимировича «земля Веденцкая» до сих пор порождает споры. Кто-то соотносит её с Венецией, а дорогие подарки Соловья с товарами, которые привозили с собой на Русь венецианские купцы. Однако определенные «варяжские» черты в корабле Соловья говорят о том, что Веденец (Леденец-земля) это какая-то северная страна. Либо же здесь нет связи с реальными государствами и географией и это просто фантастическая былинная страна, как и Индея.
Однако богатых даров недостаточно, чтобы заполучить руку Забавы. Здесь былина сближается с русской волшебной сказкой – герой за ночь выстраивает три терема златоверхих.
В сказках это одно из наиболее частых испытаний, которые ставят перед женихом «Выстрой дворец, вокруг дворца сады, а к садам возведи хрустальные мосты…». Русский фольклорист Владимир Пропп объяснял это испытание тем, что жених этим доказывает свои знания и зрелость, выстроив дом, он показывает, что он способен обустроить мир для своей будущей жены.
И Соловей Будимирович легко выполняет эту задачу. Со своей дружиной он за ночь выстраивает три златоверхих терема прямо перед окнами светлицы Забавы, в её садах.
Как Забава сама себя просватала
Пока что былина является поэтическим описанием русского свадебного обряда. В ней нет конфликта – он лишь намечается в тот момент, когда на следующее утро Забава видит терема выстроенные Соловьем.
Забава Путятична решает осмотреть все три терема. В первом сидит матушка Соловья и молится за своего сына – отношение жениха со своей матерью часто показывают, как он будет относиться к будущей жене, и в семье Соловья царит лад, да любовь. Во втором тереме бренчат деньгами и считают золотую казну Соловья – жених хорошо обеспечен. А в третьем тереме сидит сам Соловец, там звучит музыка и происходит веселое гулянье.
Забава не выдерживает и заходит в третий терем и попадает на вечеринку Соловья – в одном углу пьют, в другом танцуют, в середине терема забавы-утехи великие, сам жених сидит на троне и играет в гусли звончатые. Забава тут же влюбляется в Соловья и сватает себя сама:
«Ай же млад Соловей сын Будимирович,
Женат ли ты или холост есть?
Возьми ты меня во замужество!»
И это единственный конфликт в былине. Соловей не доволен, что не он сделал предложение, как положено, а невеста пришла сама, но… Решает это проигнорировать и соглашается.
Честным пиром да за свадебку. Так и заканчивается эта былина.
Соловей Будимирович – яркая, самобытная былина, которая является по сути поэтическим описанием свадебного обряда. Ознакомиться с полным текстом былины можно в сборнике Рыбникова «Песни, том II» под номером 132. С вариантами былина можно ознакомиться в сборнике Кирши Данилова и у Кривополеновой в «Былины, скоморошины, сказки»
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.