Найти в Дзене
Советское Кино и не только

Водевильный сюжетец, перенесённый из дореволюционных "образцов" в советскую действительность

Так заклеймил забавную комедию положений Михаила Вернера и Сергея Сиделёва авторитетный советский кинокритик Ростислав Юренев в книге "Развитие кинокомедии" (1959 год).

Главная претензия к комедии - абсолютная безыдейность, что в 1936 году, конечно, было предосудительным.

Но зрители оказались мудрее - фильм "Девушка спешит на свидание" пользовался огромнейшим успехом; настолько, что никакие злобствования в его адрес не смогли помешать с триумфом "прокатиться" по стране.

Нина, из-за которой начался весь сыр-бор (Мария Барабанова), кадр из фильма "Девушка спешит на свидание" (1936)
Нина, из-за которой начался весь сыр-бор (Мария Барабанова), кадр из фильма "Девушка спешит на свидание" (1936)

И в самом деле - чем плохи водевильные сюжеты? Почему обязательно должны быть идеология? Почему нельзя просто посмеяться и над ситуацией, и над шутками, или воспринимать комедии такого типа как клоунаду?

В конце концов, никто же не требует от клоунов в цирке, чтобы их репризы насыщались идеологией?

Хотя... примеры идеологических номеров мы знаем - один такой был описан в романе Булгакова "Собачье сердце". Но я отвлёкся.

Фёдоров (Борис Петкер), кадр из фильма "Девушка спешит на свидание" (1936)
Фёдоров (Борис Петкер), кадр из фильма "Девушка спешит на свидание" (1936)

Николай Николаевич Гуров (Михаил Ростовцев) и Леонид Фёдоров (Борис Петкер) отправляются на курорт, в Ессентуки. Их провожают жёны и друзья.

Уже сев в поезд, оба путешественника обнаруживают, что забыли паспорта. Жёны тоже обнаруживают это и, прибежав на почту, отправляют забывчивым мужьям документы.

Между собой Гуров и Фёдоров не знакомы, жёны их - тоже, но волей случала объединила всех влюблённая почтовая работница Надя (Мария Барабанова). Беседуя по телефону с возлюбленным, она путает паспорта.

И отправляет документ Гурова - Фёдорову, а Фёдорова - Гурову.

А что бы вы подумали, получив такую телеграмму?, кадр из фильма "Девушка спешит на свидание" (1936)
А что бы вы подумали, получив такую телеграмму?, кадр из фильма "Девушка спешит на свидание" (1936)

В результате оба мужчины попадают в затруднительное положение. Фёдоров, каждую минуту боясь разоблачения, заселяется в санаторий по паспорту Гурова.

А Гуров даже и заселиться не может, так как все деньги у него на аккредитиве, и получить их без документа, удостоверяющего личность, он не может.

Конечно, возникает и путаница, но основной акцент сделан на хитром и неунывающем Гурове, который сумел придумать способ заработать. Не совсем законный, но никому не несущий вреда.

Гуров (Михаил Ростовцев), кадр из фильма "Девушка спешит на свидание" (1936)
Гуров (Михаил Ростовцев), кадр из фильма "Девушка спешит на свидание" (1936)

Разумеется, в перипетии сюжета вплетаются и хорошенькие женщины, и предприимчивость обоих мужчин, и ревность жен, и виды города Ессентуки, и почти документальные кадры курортного лечения середины 30-х.

Кстати, а в начале фильма есть панорама Москвы - думается, москвичам будет интересно посмотреть на город середины 30-х.

Хотя главные герои картины - и Гуров, и Фёдоров, но, на мой взгляд, роль Михаила Ростовцева истинно блестяща, и обаятельнейший актёр отыграл на все сто!

Хотя Ростовцеву на тот момент было уже за 60, в фильме он и бегал, и занимался на тренажёрах, и поднимал тяжести... словом, работал на износ. К сожалению, результатом стал инфаркт, оправившись после которого, Михаил Антонович больше не соглашался на крупные роли.

Композитор Исаак Дунаевский, песни на стихи Лебедева-Кумача.