Страниц: 400
Оценка: 7/10
Первое издание: 2022 г.
Увлекательность: 7/10
Прописанность героев: 8/10
Сюжет: 7/10
Глубина: 7/10
Эмоции: 7/10
Идея: 9/10
После Салмана Рушди мне захотелось прочитать что-то необязательное и простое. Выбор случайно пал на «Горничную». Я ожидала, что это будет какой-то триллер с детективными нотками, и в этот раз оказалась права.
Сюжет разворачивается вокруг молодой горничной Молли. У неё то ли алекситимия, то ли аутизм — так или иначе, она не может понимать эмоции других людей и отличать сарказм от искренности. В общем, вспомните Шелдона из «Теории Большого взрыва»: то же буквальное восприятие всего сказанного.
У Молли недавно умерла бабушка — единственный человек, который заботился о ней всю жизнь и помогал с социализацией. Молли работает горничной в отеле и всей душой любит эту работу: наводить порядок, следить за аккуратностью и чистотой (вот это, кстати, свидетельствует больше в пользу аутизма).
И вот в один обычный рабочий день Молли, убирая номер постоянных постояльцев, находит хозяина мёртвым. Разворачивается расследование, в ходе которого подозрение падает на Молли. И девушка, небогатая, одинокая и немного странная, оказывается в очень затруднительном положении.
(Тут маленький спойлер). Мне очень понравилось, как писательница показывает неспособность Молли понимать, что на самом деле происходит вокруг. Она чистая душа, выращенная бабушкой с аристократичными манерами, да ещё и вдобавок неспособная воспринимать эмоции и интонации. И мы видим, как на самом деле ей пользуются, как она совершенно не понимает, что вокруг неё творится что-то незаконное. Например: «Кто ел пончики в сахарной пудре без тарелки?» — говорит она, стоя в номере, окружённая бандитами.
Мне очень нравится, что автор взяла за основу такую идею: читается свежо, увлекательно, и к главной героине быстро привязываешься.
Но что мне не понравилось — то, как развернулась книга во второй половине. Напряжение нарастало, нарастало, а когда достигло наивысшей точки — резко всё прекратилось. Если первая половина книги вышла острой, яркой и местами даже жестокой, то вторая оказалась мягкой и беззубой. Здесь нарушены пропорции структуры произведения: после кульминации события должны быстро идти к завершению, но в «Горничной» это завершение растянулось страниц на двести. С точки зрения сюжета всё правильно: показать нам тайну, довести эту загадку до необходимости решить её здесь и сейчас, а затем рассказать, что же там всё-таки произошло. Но почему Агата Кристи с финальной частью справляется страниц за тридцать, а тут пришлось растягивать повествование? Причём чем ближе к концу, тем более желейно-мягким всё становится, каким-то гиперболизированно жизнерадостным. А такое, как вы знаете, читать не особо то и интересно.