3,4K подписчиков

В Воронежском ТЮЗе поставили спектакль-воспоминание об артистах-фронтовиках

Зиновий Гердт, Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Булат Окуджава, Иннокентий Смоктуновский – никогда эти артисты не встречались на одной сцене для решения общей художественной задачи. Но их объединила цель куда более глобальная – Победа над немецко-фашистскими захватчиками, и куда более «народная» арена – фронт, где они не пересекались, но были вместе.

Зиновий Гердт, Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Булат Окуджава, Иннокентий Смоктуновский – никогда эти артисты не встречались на одной сцене для решения общей художественной задачи.

К 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной вой­не в Воронежском театре юного зрителя представили спектакль о советских актерах-фронтовиках. Режиссером постановки «Война, беда, мечта и юность...» (12+) выступил Александр Сидоренко.

ГЛАЗАМИ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА

– Герои спектакля – фронтовики, люди, которые во время войны еще не были ни артистами, ни поэтами, ни писателями. Благодаря своему таланту они смогли донести до нас память о тех трагических, но великих событиях. Все это создает особый объем, – говорит Александр Сидоренко. – Материала было очень много, хотя многие фронтовики говорить о тех событиях не любили, но кто-то из них все же писал книги. Передо мной стояла задача поставить спектакль ко Дню Победы, и не хотелось делать то, что уже было. Хотелось представить какой-то новый взгляд. Когда пришла идея с воспоминаниями актеров-фронтовиков, понял, что это, возможно, то, что нужно.

Спектакль «Война, беда, мечта и юность...» рассказывает о войне и показывает ее глазами простого человека, очевидца, участника, который, рискуя жизнью, защищал Родину и выжил, чтобы рассказать о пережитом своим современникам и потомкам.

ЭФФЕКТ ОТСТРАНЕННОСТИ

Режиссер, с одной стороны, разбивает повествование на части: история каждого актера – выверенная, несет в себе законченную мысль. Так, например, Александр Сидоренко акцентирует внимание на переполненной силой ожидания и любовью переписке Зиновия Гердта с супругой. Или же рассказывает, как из неуклюжего юнца вырастает мужчина – о спасении Булата Окуджавы, случайно не попавшего под обстрел, в котором погибли все его товарищи. Но, с другой стороны, подобранные режиссером биографические фрагменты формируют единый сюжет, где красной линией проходит мысль: то, что пережили эти актеры, знакомо и близко каждому мальчишке, который вернулся домой с сединами.

Гердт, Никулин, Папанов, Окуджава и Смоктуновский в своих воспоминаниях, книгах, письмах описали войну, затронувшую каждую семью, и ситуации, рассказанные ими – по крайней мере те, что были выбраны Сидоренко – могли произойти и случались с каждым солдатом. Александр Сидоренко добился того, что на сцене ТЮЗа через воспоминания актеров-фронтовиков со зрителями говорит либо собирательный образ такого бойца, либо сразу «хор» ребят, что пережили нечто общее: войну, беду, порушенные планы и мечты; юность, которой не было.

И в этом «хоре» есть другие партии – матери, жены, дети; боевые подруги – связистки, медицинские работники. Удачно режиссерское решение сделать этот голос «живым»: песни военных лет исполняют под живой гитарный аккомпанемент. Интересен также ход некого «отстранения», когда тюзовцы не играют известных артистов, а выступают просто рассказчиками. Это гармонизирует спектакль изнутри, ведь если поставить перед актером задачу сыграть Никулина или Смоктуновского, то зритель волей-неволей будет искать похожести и различия в создаваемых образах. А достоверность передачи личностных особенностей – не задача этого материала.

В беседе с журналистами Александр Сидоренко, конечно, обозначил свою позицию, однако подсказку для внимательного зрителя в постановке тоже оставил. В монологе Зиновия Гердта говорится, что пока каждый видит только моменты, отдельные картины ужаса, и должно пройти время, чтобы мы смогли увидеть весь масштаб этой вой­ны. Отсюда, пожалуй, и решение в пользу «рассказывания», а не игры. И это жизненно, с логикой: отойти в сторону, чтобы увидеть больше.

Думается, что используемый эффект отстраненности все же и про современную действительность – интерпретацию исторических событий с выгодой для отдельных групп, без учета общей картины. И про то еще, что связь с историческим прошлым – чем дальше, тем более хрупкая. И задача спектакля – напомнить. Пожалуй, режиссер с ней справлялся до последнего монолога.

Кажется, что Александр Сидоренко, обходившейся до сцены с выхаживанием бойца довольно скупыми приемами, освободивший сценическое повествование от вычурного звучания тематической музыки поверх монологов (или удачно спрятавший ее), а речь актеров – от патетики, все же хотел, чтобы в финале отстраненность сменилась вовлеченностью, сопричастностью. Но этого не случилось, а получился легкий крен в сторону пафоса. Это вовсе не говорит о том, что постановка выдалась неудачной, даже напротив. Просто отстраненно шагая до финала, заставляя все это время наблюдать со стороны, в этот раз вовремя не получилось протянуть ниточку сопричастности между зрителем и сценой.

В спектакле заняты: Олег Столповский, Николай Байбаков, Алина Бачурина, Марина Осенко, Анна Балицкая, Анастасия Гуменникова, Олег Бондарь, Ярослав Козлов и Иван Маркушев. Составить свое мнение о новой работе Александра Сидоренко можно 18 мая.