Широко распространена точка зрения о том, что режиссер Александр Митта выпустил в 1980 году на экраны первый советский фильм-катастрофу "Экипаж". Однако это не так. Фильмы в этом жанре снимались и раньше, но ни один не достигал такого успеха.
В 1980 году на советские киноэкраны вышел фильм "Экипаж", первая серия которого снята в жанре мелодрамы, а вторая - как фильм-катастрофа. С тех пор в каждом интервью замечательный режиссер Александр Митта, недавно отметивший 90-летие, заявлял, что стал пионером этого жанра в СССР. Мол, до него такие ленты не снимались никогда. Успех "Экипажа" в прокате был действительно невероятным, однако он вовсе не является первым фильмом-катастрофой в СССР. Но определить первенца этого жанра чрезвычайно сложно, поскольку данное звание присваивалось самым разным фильмам. И хотя "Экипаж" никак не назовешь шедевром советской кинематографии, все предыдущие попытки делать фильмы-катастрофы были еще более слабыми, из-за чего эти ленты, по большей части, просто забыли. Возможно, это и сделало работу Митты "первым советским фильмом-катастрофой" для огромной армии кинозрителей.
К примеру, в 1959 году "Ленфильм" выпустил ленту "В твоих руках жизнь" Николая Розанцева, главную роль в которой исполнил тогдашний кумир советского экрана Олег Стриженов, находившийся на пике славы. Картина рассказывает о найденном при строительстве нового города в земле огромном запасе еще фашистской взрывчатки. От взрыва всего одной мины сдетонируют все остальные боеприпасы, а количество бомб и снарядов достаточное, чтобы разнести весь город на части вместе с его жителями. Выход очевиден - все население эвакуировать, боеприпасы взорвать, уничтожив все, что уже возведено, и начать строить заново. Но саперы во главе с капитаном Дугиным берутся за невыполнимую задачу – тщательно извлечь все бомбы и снаряды и увезти за город на полигон. Правда, в самой ленте предполагаемая катастрофа вроде бы предотвращена, а значит, полноценным представителем жанра она не является. Ведь в фильме-катастрофе мы обязательно наблюдаем само несчастье, и видим борьбу людей с его последствиями.
Однако в картине "713-й просит посадку" Григория Никулина от все того же "Ленфильма " есть уже все слагаемые жанра. Экипаж самолета отравлен сильнодействующим наркотиком, лайнер летит на автопилоте и неминуемо разобьется, если единственный врач на борту, справившись с паникой пассажиров, сможет привести экипаж в чувство. Но ему нельзя раскрывать себя и называть профессию, поскольку это известный антифашист, за которым ведется охота. Однако альтернативой этому является гибель всех людей в самолете. Доктор выполняет свой долг, экипаж сажает самолет, и спасителя немедленно арестовывают. Снятая в 1962 году лента интересна не только тем, что называется в некоторых источниках первым советским фильмом-катастрофой, но еще и тем, что одну из первых ярких ролей в кино здесь сыграл Владимир Высоцкий, познакомившийся на съемках с будущей женой актрисой Людмилой Абрамовой. Фильм собрал в прокате почти 28 млн зрителей.
В 1967 году на "Таллинфильме" режиссер Калье Кийск снял ленту "Полуденный паром". Влюбленная парочка влезает в остановившийся на обочине грузовик с хлопком, который через некоторое время оказывается на пароме, заставленном разным машинами. По вине молодых людей грузовик загорается, причем он стоит между двумя полными бензовозами. Каждую минуту паром, набитый машинами и пассажирами, может взлететь на воздух. Выход один - садиться за руль горящего грузовика и направлять его в воду, сталкивая стоящие вокруг него частные машины. Детей и женщин предварительно пересаживают в шлюпки, а остальные пассажиры ведут себя в этой критической ситуации по разному, как и требует драматургия. Кто-то оказывается негодяем и трусом, а кто-то порядочным и смелым человеком. Фильм как раз больше посвящен изучению человеческих характеров в условиях катастрофы. Лента не имела прокатного успеха и была прочно забыта. Критика писала о том, что по хорошему сценарию сняли "посредственное кино".
Тоже почти забытая ныне лента Станислава Говорухина 1968 года "День ангела" рассказывает о пережившем 9-балльный шторм российском пароходе "Цесаревич", идущем в 1907 году из Америки в Одессу. В его трюме вспыхивает пожар, который невозможно погасить. Если об этом узнают пассажиры, начнется паника. Грузить людей на лодки нельзя - их не хватит на всех, да и сам пароход далеко от суши или района оживленного судоходства - туда еще надо добраться. Капитан принимает решение всеми средствами скрывать от пассажиров бедствие и как можно скорее идти туда, где можно покинуть горящее судно. Узнавшего о пожаре пассажира немедленно выбрасывают за борт, чтобы он не поднял панику. Вскоре капитан лично убивает и еще одного агента охранки, также прознавшего про пожар. Пока пассажиров развлекают и отвлекают, команда вовсю строит спасательные плоты. В фильме множество замечательных советских артистов среди которых Иван Переверзев, Николай Крючков, Борис Андреев, Евгений Жариков, Наталья Фатеева. Несмотря на очень перспективный сюжет, Говорухину не удалось снять по-настоящему цельный, качественный фильм, выдержанный в едином ритме. Режиссерские неровности, которые были хорошо видны в "Вертикали", здесь тоже сохранились. Да это фильм-катастрофа, но он, увы, просто не получился.
А через год на той же самой "Одесской киностудии" режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич снимет и еще одну ленту в этом жанре - "Внимание, цунами!". На остров в Тихом океане. где служат советские моряки, после землетрясения обрушивается огромная волна. Но оставшимся в живых морякам с поста оповещения необходимо сообщить о грозной опасности на материк и спасти тысячи людей, которых надо срочно вывезти повыше в горы, куда не дойдет вода. Опять-таки молодой и малоопытный режиссер завалил фильм, имевший отличный сценарный потенциал. Впрочем, ему удалось весьма реалистично для того времени снять собственно саму стихию - огромную волну, которая сносит многоэтажные дома. В оправдание режиссера следует сказать, что это вообще была не его идея. Ленту начал ставить сам сценарист Игорь Старков, у которого совсем ничего не получалось. Тогда его спешно и заменили на Юнгвальда-Хилькевича, вовсе не имевшего в планах когда-либо снимать фильмы-катастрофы. Естественно, это отразилось на качестве.