Прежде чем писать огромную статью по концентрированной ликвидности, хочу рассказать, что мной движет.
А движет банальное - выгода. Если выгоды нет, то и двигаться смысла дальше нет.
На текущий момент я рассматриваю концентрированную ликвидность, только в безопасном режиме. Что значит безопасный режим. Это режим, когда ты предоставляешь децентрализованным биржам только токены биткоина и эфира, как двух топовых криптовалют. Почему так?
Потому, что при предоставлении ликвидности существуют не постоянные потери. Чтобы эти потери нивелировать, активы должны ходить(дешеветь или дорожать) примерно одинаково по отношению друг к другу. Больше всего к такому режиму относится пара BTC/ETH. Так как торгуется долгое время относительно друг друга на уровне 0,066 BTC за 1ETH
Более того, при использовании концентрированной ликвидности задаётся диапазон цен, чтобы получать максимальную выгоду, от комиссий. (Это более подробно я буду рассказывать в основной статье.) И чем уже диапазон цен (ДЦ) тем выше не постоянные потери (НП) при резком колебании цены одного актива относительно другого (волатильности), поэтому при предоставлении концентрированной ликвидности ещё больше важна стабильность цены одного актива по отношению к другому.
При предоставлении обычной ликвидности диапазон цен выставляется от 0 и до условной бесконечности и все участники пула получают одинаковый доход исходя из вложений.
При предоставлении концентрированной ликвидности, доход больше получает не только тот, кто больше токенов положил в пул, но и тот, чей диапазон чаще и дольше всего проторговывался (грубо говоря чей диапазон цен - уже). Таким образом получается, что выгодно задать такой диапазон который с одной стороны будет уже чем у других фармеров, с другой максимально широким, по отношении к движению цены одного токена к другому. Но подробно с картинками я это напишу в большой статье. Т.к. тут без бутылки не разберёшься.
Сейчас же я хочу показать, какой именно доход планируется извлекать на условные 10.000$ США, на разных биржах при предоставлении концентрированной ликвидности в токенах BTC/ETH. Эту информацию вы скорее всего нигде не найдёте, т.к. собирал и высчитывал я её вручную.
По-моему очень лаконично и красиво, топовые биржи, которые дают возможность предоставлять концентрированную ликвидность, с возможным доходом за год от комиссий на сегодняшний день.
Я отмечу две биржи, которые позволяют получить максимальный доход, а вернее даже три. это Trader JOE, QUICKSWAP и KYBERSWAP, которая к сожалению пока ещё не работает для v3 протокола(концентрированная ликвидность), но скоро её перезапустят.
Грубо говоря сейчас максимальный доход без реинвестиций можно получить на Trader Joe в сети Arbitrum в пуле BTC.B/ETH 56,47% годовых. При этом это не самая максимальная доходность, т.к. учитывается равноценное распределение комиссий всем участникам пула, если твой ДЦ более узкий, то прибыль будет ещё выше чем указано в таблице.
Ниже в таблице информация, о том, что можно получить с условных 10000$ за год, с учётом использования этих dex бирж с учётом реинвестиций (выделено жирным). Т.е. высчитан не только APR, но и APY.
Как видно из таблицы, на текущий момент на Trader Joe можно заработать до 90% годовых реинвестирую доход хотя бы раз в квартал, а Trader Joe реинвестирует их автоматически после каждой транзакции, таким образом реальный доход может превысить 100% от размера депозита.
Но допустим у нас очень большая сумма и мы решили заодно диверсифицировать риски и расположить ликвидность на всех трёх биржах (или четырёх, когда запустят Kyber Swap - Elastic). Даже в этом случае при стандартном ДЦ мы получим около 40% APY (4 позиции складываем и делим на 4, получив среднюю доходность) в самых котируемых токенах это Биткоин и Эфериум (средний APY {YEAR} - в таблице выше).
Далее я хочу сравнить доходность от фарминга с доходностью от привоза и продажи машин.
- Предположим, что доход от продажи машины составляет всего 15%, т.е. на 15% мы делаем удорожание, чтобы продать машину относительно быстро. Это получается 3,75% в месяц(так как доставка машины занимает 2,5 месяц, 0,5 месяцев документы и 1 месяц, чтобы её купили) или 45% годовых. С огромным количеством геморроя и рисков.
- И теперь считаем доход от предоставления ликвидности в самых безопасных криптовалютах, которые ещё могут и вырасти в процессе (на 3-4 разных dex биржах). У нас, как указано в табличке выше, получается 40% годовых, это без учёта роста самой криптовалюты.
Таким образом, для себя я делаю вывод, что либо надо на машины накручивать в 2 раза больше, т.е. около 30% её стоимости, но тогда цена будет не конкурентной на рынке и её просто никто не купит(такие цены были прошлым летом).
И ещё не факт, кстати, что с накруткой 15%, получится её быстро продать. Потому, что народ у нас хитрый и любит торговаться даже там, где как бы изначально цена итак на дне рынка (я так старый комплект шин недавно продал в 2 раза дешевле изначальной низкой цены).
Либо привозить одну машину не дороже 2,5 млн в закупке, просто для развлечения, но развлечение конечно тоже своеобразное, 1-2 раза прикольно, а потом начинает хотеться денег, а не движняк ради движняка.
То есть, как не крути, проще и безопаснее, просто "тыкать кнопки"(с табличкой эксель под боком) и предоставлять концентрированную ликвидность, выжимая максимальный доход из каждой DEX биржи, где самый большой объём торгов на сумму вложенных средств.
А если ещё и крипта вдруг вырастет в 1,5-2 раза, то к полученному доходу приплюсуется ещё и доход от роста крипты, что исключено при торговле машинами и уж тем более при покупке и сдаче недвижимости в аренду.