Тразин Неисчислимый — одна из знаковых, даже в чем-то культовых фигур нового бэка. Повесть, посвященная его изысканиям, тоже в некотором роде культовая; я ее прочитал, как только перевели, успел даже по горячим следам сочинить на нее пародию, но… где же немного очень личного мнения от Нетопыря? А вот и оно.
Сегодня я хочу поговорить о повести «Война в музее» Роберта Рафа. Совсем небольшой текст о чрезвычайном происшествии в музее Тразина Неисчислимого; если вы еще не читали — прочтите, он того стоит. Роберт не так давно работает с «БЛ», он родом из Гонолулу, живет в Гонконге, писал научно-популярные статьи и сценарии для науч-поп-роликов по истории. Именно он сделал довольно сложное дело: превратил некронов из бездушных и абсолютно безликих злобных железяк в весьма небезынтересную фракцию. Они по-прежнему бездушны, они враждебны всему живому и не воспринимают живых существ как равных себе и имеющих какие-то права — только как объект научных изысканий, а чаще как объект насилия и истребления, но у них хорошо прописаны свои интересы, наклонности, желания, даже взаимоотношения. Если вы начали знакомство с Рафом с романа «Неисчислимый и Предсказывающий», то в повести увидите старых знакомых — Тразина и Орикана. Это все те же мелочные, изжившие себя сварливые старики с запредельным интеллектом. И это все тот же черный юмор, как глоток свежего воздуха. Именно он делает тексты Рафа такими привлекательными.
Когда перестаешь смеяться, понимаешь, что речь идет о не очень смешных вещах. Даже отвратительных — с человеческой точки зрения. Некрон-мудрец, который собирает живых существ, в том числе разумных — в том числе людей — и запирает их в стазисе, создавая из них композиции, в качестве экспонатов своего музея, выглядит чудовищно, вызывающе бесчеловечным. Но ровно до тех пор, пока не вспомнишь, что еще в начале ХХ века люди держали других людей в… зоопарках. И никакого стазиса. «Туземцы» в набедренных повязках зимой на открытом воздухе простужались, болели и умирали от воспаления легких… Варха была и остается едкой карикатурой на наше настоящее и недавнее прошлое.
Так же бесчеловечен этот некрон, запирая в стазис двух Сестер Битвы и воссоздавая битву родных сестер-сорориток против генокрадов. Для него важно, чтобы все подробности были кропотливо воссозданы. Его диалог с одной из сестер вызывает мороз по коже. По совести, этого диалога хватило бы, чтобы сломать и очень сильную волю. Наверное, только необходимость немедленно перейти к привычной воинской работе удерживает бедную Клару от того, чтобы сойти с ума.
Впрочем, повесть начинается с того, что Тразин пытается откусить не по горлу кус — тирана улья. Вот только мерзкие косможуки вполне способны вырваться на свободу…
Рассуждения Тразина, вполне рациональные даже в самых драматичных обстоятельствах, проникнуты тем самым черным юмором автора. Так, выпускать из стазиса Караул Смерти некрон «почему-то» не хочет. Эту идею он отметает категорически. По-моему, неплохой комплимент астартес-ксеноборцам. Но на Имперскую Гвардию он тоже не может положиться: они недостаточно сильны.
Тонко подмечен и подсвечен необязательный, но придающий большую достоверность момент: в «музее» Тразина заперты существа из разных эпох. Бегут годы и даже тысячелетия, меняются властелины, в Галактике появляются все новые и новые угрозы… Некрон, ужас «современных» жителей Империума — я имею в виду новый бэк, 42-е тысячелетие, у выпущенных «экспонатов» вызывает только недоумение: что ты такое? Ты ксеномразь, да? — он мог бы соврать, что является изобретением Механикус или даже самим Механикус нового поколения, и они бы поверили, но Тразин предельно честен. Он не умеет лгать, видимо, потому же, почему не умеет сочувствовать или уважать чужие права: просто не понимает, зачем это нужно. Точно так же не все «экспонаты» в курсе, кто такие тираниды. Хотя это и к лучшему: они видят просто большого злого таракана, которого нужно поскорее прихлопнуть, дайте только подходящий тапок.
Для меня самым черно-ироничным был момент, когда одна из сестер упоминает своего «господина». Он явно рассчитан на людей с хорошим знанием бэка. Но давайте честно: чем лучше знаешь бэк, тем интереснее читать книги по Вархе. А если еще хорошо знать англоязычную классику, то и вовсе красота.
Был и довольно грустный момент — когда Механикус требует не останавливать его мыслительные процессы, потому что он в неподвижности и уединении может придумать много ценного.
И все жуткие события повести перемежаются перепалками Орикана и Тразина.
В финале Раф разгуляется на полную, демонстрируя черный юмор теперь уже самого Тразина. Заодно мы узнаем, как закончилась жизнь одного из выдающихся злодеев Империума.
«Война в музее» — маст-рид для тех, кого интересуют некроны, а также тираниды и Сестры Битвы, для любителей динамичного чтива с тонкими отсылками, моральных дилемм и просто хороших, увлекательных текстов.
Вероятно, она не понравится тем, кому хочется почитать про другие фракции. Астартес тут нет, ИГ не ищите, масштабных боевых действий не ведется… Но это не недостаток.
По традиции, с лоялиста лайк, с хаосита подписка... и наоборот.