Глава 1.
- Леонид? – шедшего по улице с поникшей головой мальчика остановил школьный учитель. – Ты что такой смурной? Что случилось?
- Меня в отряд не берут, - отвернулся Лёня. – Говорят, молодой ещё.
- Не берут, значит? – учитель оглядел мальчика. – А ты очень хочешь?
- Конечно! – глаза Леонида вспыхнули яростью. – Насмотрелся я на фрицев, гнал бы и гнал с нашей земли!
- Хорошо, пойдём со мной.
Леонид вернулся с учителем в райком, где формировали отряд добровольцев. Учитель, оставив мальчика в коридоре, вошёл к начальнику. Что он там говорил, Леонид не слышал. Но вскоре учитель вышел и улыбнулся Лёне.
- Ну всё, герой, тебя берут в отряд. Но смотри, не подведи, я за тебя поручился.
- Да я, - мальчик задохнулся от восторга. – Да я их гнать буду до самой ихней Германии.
Вскоре собранная из добровольцев 4-я Ленинградская партизанская бригада ушла за линию фронта. Сразу же вступив в бои с оккупантами.
Глава 2.
- Смотрите, - командир подозвал разведчиков к карте. – Пойдёте вот к этому мосту. Разведаете, как к нему подобраться и взорвать.
- Если сможете, посмотрите, там должна оставаться заложенная взрывчатка, - перебил командира нач штаба. – Наши заложили, но взорвать не успели. Минёры погибли.
- Всё поняли? – оглядел командир разведчиков.
- Так точно, разрешите выполнять? – козырнул старший.
- Выполняйте.
Следующим вечером разведчики уже наблюдали за указанным мостом.
- Смотри-ка, они даже кусты вырубили, - поморщился рассматривающий в бинокль подходы к мосту старший. – Не подползёшь теперь близко.
- А если ночью? – предложил разведчик.
- Что ты ночью увидишь?
- Я могу проползти ночью под мост, - предложил Леонид. – И утром посмотреть, есть ли заряд и следующей ночью вернуться обратно.
- Да, видно так и придётся делать. Время, правда жалко.
Ничего больше не придумав, едва смерклось, командир послал Леонида, как самого маленького к мосту. Тот пополз берегом, где трава была погуще и повыше. Остальные, напряжённо ждали, готовые прикрыть огнём. Но ночную тишину нарушали лишь цикады и лягушки.
Добравшись до моста, Леонид вскарабкался по опоре под самый настил и нашёл там нетронутый заряд. Пользуясь темнотой, он переполз к другой опоре. Заряд стоял и там. В голове тут же созрел план. Достав из кармана завёрнутый в масляную бумагу бикфордов шнур, Леонид отрезал два куска разного размера. Как рассчитывать время взрыва его учили минёры. Закрепив первый шнур на второй опоре, мальчик поджёг его и перебежал к первой. Вот загорелся и этот шнур. Бросив взгляд на пост немцев у начала моста и никого там не увидев, Леонид сполз по первой опоре вниз и пригнувшись, побежал к лесу.
- Хальт! – раздался внезапно в ночной тишине возглас. И тут же заработал немецкий пулемёт. Над головой засвистели пули. Лёня упал. Пулемёт продолжал стрелять. Вдруг земля вздрогнула. Ослепительная в ночной темени вспышка позволила глядевшему вперёд Леониду видеть стволы деревьев такого близкого леса. За спиной грохнуло. Мальчик вскочил и бросился в лес. Догнавшая уже на опушке взрывная волна толкнула в спину. Он упал.
- Лёнька, живой? – подбежавшие разведчики подхватили мальчика под руки и поволокли в глубь леса.
- Да живой я, живой, отпустите, - засмеялся он, отбиваясь от рук разведчиков.
- Ну, чертяка и напугал ты нас, - засмеялся старший.
- Ребята, а мосту-то каюк! – сообщил радостно подбежавший третий разведчик. – Можно больше тут не ждать погоды. Молодец Лёнька! – он хлопнул мальчика ладонью по спине.
Ещё более десятка мостов были взорваны при участии Леонида и его товарищей.
Глава 3.
- Значит так, мотоциклов было пять, машин, - Леонид повторял увиденное, чтобы не забыть, возвращаясь из очередной разведки. Выйдя к опушке леса, он остановился. Было два пути к базе отряда. Лесом вокруг болота. И напрямки, через обширный луг. Сейчас Леонид стоял на краю луга. С левой стороны виднелся хутор. На нём жил старик, снабжавший партизан мёдом. Ещё с довоенных лет, старик держал приличную пасеку. И сейчас Леонид вглядывался в хутор. Если немцы и могли где быть, то только там.
- Ага, медком балуетесь? – мальчик разглядел пять фрицев на пасеке. Отгоняя пчёл, те грабили ульи. Старика поблизости не наблюдалось и Леонид, решил узнать, что с ним?
Прячась за кусты, он подобрался к хате пасечника. Заглянув в окно, увидал того лежащим на полу. Лицо старика заливала кровь.
- Убили сволочи старика? – Леонид разозлился.
Перебежав к сараю, он забрался на чердак и прилёг у слухового окна. Прицелившись, снял дальнего фрица. Он успел выстрелить ещё два раза, подбив ещё двоих. Оставшиеся двое, прячась за ульями кинулись прочь. И вскоре скрылись из виду. Вернувшись в дом, Леонид пощупал пульс старика. Тот уже остыл. Выругавшись, мальчик покинул пасеку, поспешив в отряд.
Выслушав его донесение, командир послал на пасеку людей, похоронить старика.
Глава 4.
- Тихо, машина! – сидевший на пне с картой командир разведчиков упал за него, сворачивая карту.
Рассыпались по кустам и остальные разведчики. Слышимый гул машины придвигался.
Наконец из-за поворота показалась и сама машина. Это был чёрный опель. Переваливаясь на корнях деревьев, машина приближалась. Сзади тарахтели три мотоцикла с пулемётами.
- Хлопцы там какая-то важная шишка! – зашипел, наблюдавший за машиной в бинокль командир.
- Шишку брать по возможности живой.
Машина поравнялась с лежащими в засаде разведчиками. И командир, привстав метнул ей под колёса гранату. Но перестарался. Граната упала на капот, выбив ветровое стекло. Полетели гранаты и в мотоциклистов. Но один остался жив и открыл пулемётный огонь. Завязался бой.
Леонид с напарником метнулись к машине.
- Все готовы, - заглянув в салон, скривился напарник. – Жалко, генерала не взяли.
- Там бумаги какие-то, - заметил Леонид под упавшим набок генералом кожаный саквояж.
Забравшись в салон, Леонид, отпихнув залитого кровью генерал, взял саквояж и вернулся в лес.
Почти тут же смолк и пулемёт.
- Что добыли? – подбежал к Леониду командир.
- Бумаги какие-то, - открыл тот саквояж.
- Ладно, в отряде разберёмся, забирай.
Захваченные бумаги первым самолётом были отправлены в Москву. Оказалось, партизаны напали на немецкого генерал-майора инженерных войск Рихарда фон Виртце.
Глава 5.
- Товарищи! – командир оглядел строй партизан. – По сообщению подпольщиков, немцы вновь затевают против нас широкомасштабную карательную операцию. Мы посовещались и решили разбить отряд на несколько групп. Основная группа с ранеными уходит в соседний район. Остальные отвлекают фрицев. Ни смотря ни на что, мы не должны прекращать нашу войну с захватчиками. Командиры отрядов получают персональные задания.
- Смерть фашистам! – выкрикнул вдруг комиссар, вскинув кулак.
- Смерть! – эхом отозвались партизаны.
Через час лагерь опустел.
- Наша задача, - остановил свой отряд старший и достал карту, - пройти вот этим маршрутом и пошуметь за спиной фрицев. Хорошо пошуметь.
- Чтобы думали, что отряд тут? – фыркнул Василий.
- Именно. Пусть за нами побегут.
Уже в сумерках, отряд наткнулся на двигающиеся по дороге три машины с солдатами и атаковали их. Забрав оружие, пошли дальше, подпалив машины.
- Хорошо горят, - оглянулся на костры Иван.
В полночь отряд подошёл к деревне. На стук из крайней избы появился старик.
- Немцы в деревне есть, дед? – спросил разведчик.
- Нет. Одни полицаи. Вечером уже приехали. В школе остановились. К соседке за самогоном приходили двое.
- Спасибо дед, спи дальше, - попрощался разведчик.
- Ну что, пощекочем полицаям пятки? – оглядел старший уставших разведчиков.
- По наши души видать приехали, - усмехнулся Иван. – Нужно опередить сволочей.
К удивлению партизан, полицаи расположились в школе все. И даже не выставили охрану. Во дворе стояли несколько пустых саней. Лошадей нашли в сарае. Окружив здание, партизаны забросали полицаев гранатами и добили оставшихся в живых. Едва бой затих, подбежала женщина.
- Что ж вы наделали соколики? – вскинула она руки.
- Что? – растерялся разведчик.
- Так теперь фрицы за них всю деревню спалят! Нам что уходить в лес, куда? Зима на дворе.
- Ну, мать, это война, - развёл руками партизан. – Они, кстати, не за грибами приехали, а партизан в кольцо брать. Мы просто немного опередили.
- Ладно, мать, - подошёл хмурый старший, услышавший разговор. – Мы увезём побитых полицаев из деревни, а про школу сами что ни будь придумайте.
Закидав полицаев в сани, группа покинула деревню. Спрятали тела предателей в овраге, отъехав подальше. На санях подъехали к другой деревне. Тут никого не было и партизаны, заняв крайние избы, расположились на отдых.
Глава 6.
- Командир, немцы! – в избу вбежал часовой. – Много!
- Чёрт, откуда они тут взялись? – партизаны выскочили на улицу. По дороге к деревне приближались подводы. Разведчик насчитал больше десятка, дальше считать не стал.
- Не уйти, - посмотрел старший на засыпанное снегом без единого кустика голое поле. В километре, не меньше, чернел лес.
Партизаны заняли оборону. При приближении подвод, разглядели, что на них ехали не только местные полицаи, но и литовские националисты. Их определили по нарукавным знакам и головным уборам.
- Эти не отступятся, - поморщился старший. – Звери!
- Попортим зверям шкуру командир! – засмеялся весело один из разведчиков. – Что нам терять?
Впустив первые подводы в село, партизаны открыли огонь. Ехавшие сзади тотчас поспрыгивали с подвод, разбегаясь по целине цепью. Бой начался. Партизанам некуда было отступать, полицаи боялись кары своих хозяев немцев. Поэтому лезли с упорством обречённых. Многие погибли под пулями партизан. Но погибли и сами партизаны. Лишь троим удалось уйти из окружения. Они и принесли в отряд весть о гибели товарищей.
Уже после войны, НКВД сумело узнать, что прибытие отряда полиции было не случайным. Партизан выдали местные предатели.