Найти в Дзене
@uspeh_rebenka

Что делать, если полно сложностей в поведении?

Все дети разные. Замечательно, если ребенок хорошо учится и с нетерпением садится за домашнее задание. Но чаще всего картина противоположная. Проблем родителям добавляют и гиперактивность, и сложности с концентрацией внимания, у многих агрессивность, у кого-то в коллективе появляются виктимные проявления (обстоятельства, где школьник подвергается травле). Но это не значит, что все плохо. Также не стоит как-то эмоционально реагировать на неоспоримый факт – дети подвержены влиянию цифровой среды, отчасти она тоже формирует какие-то установки. Но семья может сделать неоспоримо больше. Если мотивация средняя, ребенок не стремится участвовать в олимпиадах, концертах и т.д., значит не стоит устраивать разборки. Для некоторых детей уже процесс овладения своим поведением, способность выдержать уроки – это колоссальная работа. Важны ежедневные контакты со средой. Школьник приходит домой и рассказывает, что два его друга ввязались в заварушку, начали баловаться и дразнить девочку. В результате

Все дети разные. Замечательно, если ребенок хорошо учится и с нетерпением садится за домашнее задание. Но чаще всего картина противоположная. Проблем родителям добавляют и гиперактивность, и сложности с концентрацией внимания, у многих агрессивность, у кого-то в коллективе появляются виктимные проявления (обстоятельства, где школьник подвергается травле). Но это не значит, что все плохо. Также не стоит как-то эмоционально реагировать на неоспоримый факт – дети подвержены влиянию цифровой среды, отчасти она тоже формирует какие-то установки.

Но семья может сделать неоспоримо больше. Если мотивация средняя, ребенок не стремится участвовать в олимпиадах, концертах и т.д., значит не стоит устраивать разборки. Для некоторых детей уже процесс овладения своим поведением, способность выдержать уроки – это колоссальная работа.

Важны ежедневные контакты со средой. Школьник приходит домой и рассказывает, что два его друга ввязались в заварушку, начали баловаться и дразнить девочку. В результате учитель позвонил их мамам с жалобами на поведение. «А я, – говорит, – сразу понял, что если я буду с ними, то и моей позвонят». Посмотрите, как мышление спрогнозировало будущее развитие ситуации, и как ребенок разорвал эту цепь автоматических действий. Вот опыт самонаблюдения поддерживает внутренний интерес, если полно сложностей. Это происходит, когда родитель способен поддерживать более осознанный выбор, и с каждым днем его становится все больше. Какой бы сложный не был ребенок, он должен знать, что в школе все хорошо, и конечно же, есть направления, в которых нужно продолжать работать.

Неразвитость самосознания влечет за собой проблему детского фантазирования. Если при столкновении с суровой реальностью родители вовремя не включились, не помогли или действовали недостаточно грамотно, то ребенок блокирует самостоятельные движения в этом направлении. У него нет энергии, нет мотивации. А на смену приходит цифровая среда, быстрый пассивный кайф. Обратите внимание, школьник может учиться, выполнять договоренности, но делать это, потому что требуют. Поэтому задачей и вызовом является конструирование школьного мира, в котором для своего сына или дочери обязательно есть место, где ему/ей хорошо, его потребность в оценке и признании, в уважении родителей и сверстников удовлетворяется, и реальные академические результаты оказываются наравне с формированием социальных навыков взаимодействия.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее ему хочется выпасть из поля зрения взрослого. Интересная школьная жизнь – это мотив, тяга, налаживайте этот энергообмен.

Не все показывают выдающиеся академические способности, но это не значит, что сын или дочь вырастет неуспешным. Английский предприниматель Ричард Брэнсон в детстве страдал дислексией, но это не помешало ему добиться феноменальных успехов в бизнесе. Важно научить ребенка идти к своим целям, открывать новые горизонты, а главное, верить в себя и свои способности этого достичь.

Еще одной зоной, в которую имеет смысл последовательно с детства погружать своего ребенка – это мир кружков и секций. Это еще одно пространство взаимодействия, где последовательно формируются личностные качества в соответствии с родом деятельности.

Мир кружков и секций – лучший способ профилактики развития интернет-зависимости

То, что ребенок должен заниматься какой-либо внешкольной активностью и так в общем-то понятно. Это дополнительная зона проявления себя, часто она становится даже важнее, чем школьные обязанности.

Самый лучший способ профилактики развития цифровой и интернет- зависимости, это включение ребенка с самого раннего возраста в социальные группы конструктивной направленности. В кружках всегда есть значимый взрослый, который является положительным примером в окружении ребенка. Первый тренер, первый учитель музыки – память о них всегда живет в сердце каждого человека.

Дети часто используют так называемое «замещающее подкрепление», термин, который был введен психологом А. Бандурой. Дети учатся через наблюдение положительных результатов других. Например, если ты видишь друга, который упорно готовился к турниру, соблюдал режим, как следствие, стал победителем или призером соревнований, то становится понятна схема действий, которая ведет к победе. Чужой положительный опыт может стать своего рода подкреплением: если кто-то рядом со мной смог, то я тоже способен справиться.

Из теории бихевиоризма также стоит добавить, что вероятность подобного поведения возрастает, если ребенок (да и взрослый) получает серьезное поощрение – денежный приз, например. У взрослых спортсменов, это машины для победителей олимпиад и пр.

Опыт серьезных побед – это прекрасно, но не главное. Важнее, чтобы дети просто занимались чем-то интересным, для собственного развития. Если с детства ребенок занимается каким-то спортом: гимнастикой, легкой атлетикой, футболом, шахматами; или музыкой: играет, поет; или осваивает актуальные сейчас айти-направления, то с годами практики у него появляется понимание собственной уникальности.

Чем я отличаюсь от других? Ближе к средней школе дети начинают задумываться и искать ответы на эти вопросы, они сравнивают себя с другими, пытаясь определить свое место. Кто-то выделяется родительскими достижениями – крутой телефон, брендовые вещи, и пр., то есть я крутой, потому что у меня семья такая. А кто-то отличается интеллектуальным развитием и успехами в обучении.

Но самый лучший вариант, это развитие в кружках и секциях. «Я гимнастикой или фигурным катанием с четырех лет занимаюсь». Иными словами, ребенок отличается не за счет чужих (как правило, семейных достижений), а за счет собственных компетенций, приобретенных потом и часто кровью. Он уже другой, он знает цену побед и горечь поражений. Такие дети чаще всего обладают адекватной самооценкой, они знают, что есть лучше, есть более сильные. Они способны четко определить свой сегодняшний уровень.

Да, часто – это время и деньги родителей, но к подростковому возрасту инвестиции окупятся сполна. Огромная проблема информационного поколения – процессы деперсонализации. Это когда подросток не особо понимает кто он, испытывает недостаток собственной индивидуальности. Если я не понимаю себя, свои интересы и цели, то просто присоединяюсь к толпе, становясь управляемой массой под руководством лидера мнений (Лебон это формулирует, как власть вождя).

Особенно важен мир внеурочных активностей для детей, у которых отношения со школой, мягко говоря, не очень. Тогда родитель конструирует сферу других интересов, как следствие, гиперактивным или с синдромом дефицита внимания детям будет легче определяться с концепцией собственной социальной идентичности. Например, я учусь средне, зато я самый лучший в классе в спорте, музыке, программировании.

Такое осознание будет поддерживать стремление двигаться дальше в реальной жизни. «Развивайте интерес к науке с детства!» – говорят нам СМИ и правильно делают. Дети, занимающиеся внеурочной деятельностью, часто превращаются в полноценную личность с четким пониманием своего места в этом хаотичном мире информационных потоков низкого качества. А мы, взрослые, не стараемся бегать, обвинять и ругать за экранные интересы. Мы создаем еще один мир и запускаем по нему системное движение.

В современном мире надо встроить ребенка в один или лучше в несколько внешкольных социальных миров. Далее начнутся эксперименты с сетевой идентичностью. Подростки выходят в мир интернет-общения и как-то себя позиционируют. Тут важно, во-первых, сохранить со своим ребенком контакт, во-вторых, – в лучшем случае реальная идентичность должна совпадать с сетевой. Например, я школьник, хоккеист, люблю животных.

Если ребенку особо нечем отличиться, то один из вариантов – объединение с игроками в ту же игру, в которую он играл все детство. Там и герой прокаченный, и с ним связаны лучшие эмоции и достижения, и повод похвалиться перед другими. Вот так происходит формирование игровой зависимости, на уровне нейронных процессов в головном мозге, когда уже образовались прочные связи, сформировались целые обширные сети обработки информации, которые отвечают за мысли, чувства, а главное, за решения и поступки детей.

Теме сетевой идентификации будет посвящена следующая книга, но современный проактивный родитель способен этот вопрос держать под контролем.

Решением является последовательная работа с миропониманием роли интернета и своего места в нем. Например, в возрасте семи лет ребенок думает – является ли он киберспортсменом или нет. Может даже у родителя спросить. Прикидывает, как эти люди живут, что делают и пр.

В интернете также есть возможность развиваться в социально-приемлемой роли, использовать это, как механизм для достижения своих целей. Просто чаще всего никто об этом не рассказывает, и процесс освоения сетевого пространства заканчивается на уровне пассивного зрителя, тролля или присоединения к толпе (часто деструктивной). Ребенка нужно адаптировать в цифровой среде по тем же правилам, что и в реальной жизни, объяснять, передавать собственную картину этого мира – она у всех разная, в зависимости от вашего уровня развития.

Один из синонимов интереса – выгода. Знает ли ваш ребенок, что в социальных сетях можно не только следить за жизнью абсолютно незнакомых людей, не только эмоционально реагировать (часто страдать), что у меня хуже, а выстраивать собственную успешную карьеру? Не надо превращать детство в бесконечные потуги, чтобы отогнать ребенка от гаджета. Плохие компании есть везде, но те, кто знает, как извлекать выгоду, а главное, верит в себя и свои способности, в них не участвуют – у них совершенно другие интересы.

Продолжение_тут