Найти тему
@uspeh_rebenka

Что делать родителям в условиях тотальной цифровизации

В предыдущих главах была рассмотрена система, с помощью которой родитель может давать оперативную обратную связь своему ребенку. Рассмотрены методы, которые дают возможность корректировать поведение, не нарушая физических и эмоциональных границ и при этом развивать психологические новообразования, такие как волевая регуляция, мышление, память.

Далее сделаем индуктивное обобщение, поднимемся от частных проблем и способов их решения. Отдельные части мозаики соберем в единую гармоничную систему.

Как правило, воспитание представляет собой довольно хаотичный процесс. Что-то произошло, то родители вмешиваются, а если все нормально, то часто на ребенка внимания не обращают. И так до следующего проступка ребенка. Ровно по той же схеме происходит цифровое воспитание – когда, как правило, снижается успеваемость или мотивация, то семья связывает эти процессы с влиянием гаджетов и «принимает меры». Чаще всего педагогический репертуар затрагивает метод кнута сзади и пряника спереди.

Неоспоримый факт, что цифровая среда оказывает серьезное влияние на сознание, и, как следствие, на поведение современных детей. Ребенок нуждается в структуре, определенных ориентирах движения. Для того, чтобы правильно ее выстраивать, в первую очередь, нужно самим понимать какие воспитательные приемы являются доминирующими и к какому результату они в конечном счете приведут. Совпадают ли они с теми педагогическими целями, которые вы для себя ставите?

Что происходит в голове, когда вы катаетесь на карусели? Это бесконечная череда меняющихся картинок, переполняющих и выливающихся через край эмоций, непонимание, как это все возможно остановить и собственное бессилие этот круговорот прекратить. Примерно такой процесс ежедневно происходит в голове современного ребенка – когда когнитивные процессы только развиваются, как таковой ориентировки в предметной деятельности еще нет, структуры индивидуального самосознания не развиваются, а некорректная воспитательная модель чаще всего усугубляет ситуацию.

Роль семьи – передать своему ребенку стандарт действий, с помощью которого он понимает сам, насколько он успешен. Сформировать такую картину мира, в которой у него будет четкая мотивация действовать. Чаще всего картина складывается обратная. К школе – чувство глубокой ненависти, к семье – недоверие из-за постоянных угроз и скандалов вокруг цифровых увлечений, у многих развиваются проблемы в общении со сверстниками.

Обсудим общее решение, целью которого является движение к самоконтролю. Дети могут учиться управлять собой и делать это с каждым годом более эффективно. Да, в какие-то моменты, безусловно, они опираются на волевой ресурс родителей, но самое главное совсем другое.

Самый главный вызов и проблема современных семей – это развитие мотивационной стороны деятельности. То есть актуальным для всего поколения является вопрос: «Как развивать интерес, как сделать так, чтобы движение по реальной жизни было настолько же увлекательным и захватывающим? Как сделать так, чтобы ребенок сам захотел учиться, развивать себя в реальной жизни? Почему в результате получается, что в подростковом возрасте главная цель, это прокачать своего компьютерного героя, а заниматься своей жизнью нет ни энергии, ни желания?»

Обсудим, как развивать и поддерживать так называемую мотивационную составляющую. Воссоздадим четкую систему мировосприятия, то есть внутренний план, который вы сможете передать своему подрастающему ребенку.

Семья является проводником. Можно применять лучшие исследования великих ученых, но все же базовым и главным элементом является среда, в которой растет и формируется ребенок. Она должна быть безопасной, эмоционально-поддерживающей и предсказуемой. Если данные условия на определенном этапе не выполняются, то, вероятно, нужно сосредоточиться на этих целях, а уже после двигаться дальше.

В непрерывном общении с близкими дети получают первые навыки взаимодействия с другими, осваивает социальные роли. Поэтому так много внимания уделяется выбору корректной воспитательной модели. Авторитарный и гиперопекающий стиль приводит к блокированию развития самостоятельности, способностей делать выбор и нести за него ответственность. У таких детей чаще наблюдается социальная ригидность, то есть неспособность посмотреть на себя и ситуацию с иной стороны, с целью изменения своего поведения.

Как следствие, низкая степень адаптации и сложности в общении часто приводят к закономерному итогу – полному или частичному погружению в цифровую среду, потерю ориентации и связей с реальным миром. Если ребенок проявляет агрессивность, то решением является снижение уровня физического насилия. Другими словами, вектор того или иного поведения просто так не формируется и, изменяя педагогические приемы, вы формируете те или иные стороны характера.

Наиболее приемлемым стилем взаимодействия с современными детьми в условиях тотальной цифровизации является демократический стиль, основой которого является развитие передачи знаний об окружающем мире и осознание своей роли в нем, что должно приводить к последовательному формированию психических функций, которые являются необходимым условием в умении принимать самостоятельные решения. Нельзя путать этот стиль с либеральным, когда ощущение полной свободы приводит к хаосу, внутреннему и внешнему бардаку как в голове, так и в жизни.

Без понимания собственных результатов на данном этапе невозможно ставить следующие цели, поэтому контроль и структура в демократическом стиле – это обязательные рычаги. Это создает порядок, режим, который является опорой психики.

Также стоит отдельно отметить, что мир, это не мама, которая дает «безусловную любовь и принятие». Такие дети приучены думать, что другие – его часть, роль которых – обслуживать потребности и интересы. Но любовь других людей очень даже условна, поэтому, в первую очередь, задача семьи – помогать и способствовать выстраиванию опыта продуктивного взаимодействия в противовес паразитарному и гедонистическому отношению к жизни.

продолжение_тут