Неправильное смазывание — причина 36% преждевременных отказов подшипников, а с учетом воздействия загрязнений — до 50%.
Зачем нужна смазка
Смазка уменьшает трение и износ, защищает от коррозии. У промышленной смазки есть другие задачи:
- помощь в контроле температуры;
- обеспечение чистоты деталей, предотвращение попадания примесей;
- облегчение передачи силы и движения.
Облегчая движение и снижая затраты энергии для его выполнения, смазка повышает КПД компонентов и оборудования. Есть и другие плюсы. Уменьшая износ деталей, она увеличивает срок службы и снижает затраты на ТО. Но все это — при условии правильного выбора смазочного материала.
Что такое смазка
Смазка — вещество, которое наносят между контактирующими поверхностями для формирования пленки, отделяющей тела качения от наружного и внутреннего колец.
Типы промышленных смазок по физическому состоянию
1. Жидкая смазка состоит из базового масла (минерального или синтетического) и присадок, которые придают определенные свойства: защита от коррозии, устойчивость к окислению и др.
Применяются преимущественно в условиях, где есть высокая скорость и большая нагрузка. Обладает низкой вязкостью, имеет низкие потери на трение. Применение жидкой смазки ведет к незначительному повышению температуры компонентов системы трансмиссии.
2. Пластичная (консистентная) смазка — пастообразное вещество, которое содержит базовое масло, присадки и загустители (твердые частицы, повышающие вязкость масел).
Консистентная смазка применяется для 80% подшипников. Работает в широком диапазоне температур, скоростей и нагрузок. Устойчива к загрязненной среде.
3. Твердая смазка наносится между поверхностями деталей, которые работают при сильном трении. Легче деформируется при сдвиге, чем поверхности. Применяется в экстремальных условиях. Прочность повышается благодаря добавлению связывающих элементов, которые дают более толстую и прочную пленку.
4. Газообразная смазка применяется, когда необходимы очень тонкие слои. Обычно это азот и гелий, которые из-за низкой вязкости обеспечивают очень низкое трение между деталями. Работают в широком диапазоне температур, но имеют низкую грузоподъемность. Детали должны иметь очень точную отделку.
Типы смазок по составу
1. Минеральные — продукты переработки сырой нефти. Дешевле синтетических, но ограничены по свойствам. Так, их вязкость зависит от температуры; в составе есть вещества, образующие примеси.
2. Синтетические — продукты химической модификации нефти. Стоят дороже минеральных, имеют более высокое качество. Обладают большей способностью нейтрализовать кислоты, более стабильной вязкостью, их смазочная пленка более устойчива к давлению.
3. Полусинтетические — производятся из смеси синтетических и минеральных смазочных материалов и имеют промежуточные характеристики.
Какая смазка лучше
Выбор лучшей смазки зависит от условий работы и материалов контактирующих компонентов. Важно учитывать требования «Руководства по техническому обслуживанию» для вашего оборудования и проводить мониторинг условий работы (температура, скорость, нагрузки).
Методы управления смазкой помогут оценить, можно ли изменить тип смазочного материала. Но делать это нужно под надлежащим техническим руководством. Самостоятельный переход на новый тип смазки не всегда помогает сократить расходы, а ошибка может иметь обратный эффект.
Количество смазки
Заполняемость подшипника смазкой зависит от скорости вращения узла:
- 50% и более — при низкой скорости;
- 30% — при средней;
- 20-30% — при высоких скоростях вращения.
Важно! Слишком много смазки — тоже плохо: тела качения будут проскальзывать, и это снизит срок службы подшипника!
Специалисты нашего интернет-магазина помогут подобрать лучшую смазку для вашего оборудования. Переходите по ссылке: bearingstore.ru
Подпишитесь на наш Telegram-канал, если хотите первыми узнавать про наши акции и новинки, быть в курсе новостей отрасли и полезных лайфхаков!