Найти тему
Строительный мир

А трамвай так и не поехал: из истории нереализованного проекта на Урале

Оглавление

Эта история насчитывает около двадцати лет, в течение которых разрабатывались проекты, начиналось строительство и даже готовились к непосредственному запуску первой очереди. Но каждый раз что-то мешало довести дело до конца. В итоге этот город так и остался без трамвая.

Каменску нужен трамвай

Вопрос запуска трамвая на улицах Каменска активно обсуждался местными властями в середине 1930-х, когда поселок получил статус города. Но тогда проект остался на уровне обсуждений из-за отсутствия финансирования.

Однако его необходимость с каждым годом становилась все очевиднее — население с 1931-го по 1939-й увеличилось с 8,7 тыс. до 51,7 тыс. человек. В эксплуатацию ввели несколько промышленных предприятий, включая Уральский алюминиевый завод (УАЗ), который и выступил инициатором строительства трамвайной сети.

Дело движется медленно

В 1940-м линия для рельсового электротранспорта появилась в Генеральном плане города (см. карту). К строительству предполагалось приступить в самое ближайшее время, но помешала война. Хотя к этой теме вернулись уже в 1944-м — маршрут протяженностью около 8 км должен был связать Синарский и Красногорский районы города (предусматривалось семь остановок, включая конечные).

В том же году стартовало строительство. Завершить его планировали в течение нескольких месяцев. Но процесс затянулся. Ряд предприятий, которые должны были поставлять материалы и оборудование, срывали сроки. Например, металлические мачты контактной сети с Синарского трубного завода привезли на место только в декабре 1945-го.

© public domain (Трамвай в Свердловске, 1935 г. В областной столице рельсовый электротранспорт запустили в 1929 г.)
© public domain (Трамвай в Свердловске, 1935 г. В областной столице рельсовый электротранспорт запустили в 1929 г.)

В Горкоме открыто высказывали претензии руководству заводов, и в то же время уверяли горожан, что трамвай пустят в самое ближайшее время. Вагоны привезли из Свердловска — три моторных и два прицепных (правда, они нуждались в ремонте).

Тогда же, не закончив первую очередь, стали готовить документы и по второй линии, которая должна была пройти от ДК «Юность» через центр Каменска-Уральского (по нынешнему пр. Победы, улицам Пушкина, Московская, Карла Маркса, Кирова и затем снова выйти на пр. Победы до ДК «Юность).

Трамвай, который не дождались

В целом, ход строительства периодически освещался в местной прессе, и жители Каменска-Уральского с нетерпением ждали открытия движения. Но весной 1946-го из-за паводка пришлось отменить запуск первой очереди — Багарякский мост серьезно пострадал и был непригоден для движения. К тому же возникли некоторые сложности с ремонтом вагонов — требовались дополнительные средства.

© Vyacheslav Bukharov / CC BY-SA 4.0 (ДК «Юность», 2022 г. По задумке здесь должна была располагаться конечная станция одного из маршрутов трамвая Каменска-Уральского)
© Vyacheslav Bukharov / CC BY-SA 4.0 (ДК «Юность», 2022 г. По задумке здесь должна была располагаться конечная станция одного из маршрутов трамвая Каменска-Уральского)

А летом того же года и вовсе выяснилось, что «железка» для городского транспорта построена с недостатками, которые необходимо исправить. Специальная комиссия установила, что объект готов не более чем на 85%. Тогда некоторые из представителей власти предлагали и вовсе отказаться от трамвайной сети, отдав предпочтение троллейбусу. Но отменять практически реализованный проект все же не стали.

В мае 1949-го вновь был проведен детальный осмотр построенных объектов, по итогам которого почти половину трассы признали непригодной и постановили заменить рельсы. Упомянутый выше мост через Исеть так и не был восстановлен, а с тяговой подстанции попросту украли оборудование. Вагоны к этому времени также оставались неисправными. Подсчитав необходимые затраты, власти в конечном итоге решили отказаться от трамвая в пользу троллейбуса.

Новая попытка

К вопросу рельсового транспорта в Каменске-Уральском вернулись в 1950-м непосредственно по инициативе Совета Министров РСФСР. Вновь начинается активная подготовка к строительству — разрабатываются новые документы, проводятся изыскания, резервируются земли вдоль будущей линии, что подразумевает снос ряда зданий... Теперь планировали проложить 15,7 км.

© Евгений Смирнов / CC BY-SA 4.0 (Тоннель в Каменске-Уральском, через который должен был проходить один из трамвайных маршрутов, декабрь 2022 г.)
© Евгений Смирнов / CC BY-SA 4.0 (Тоннель в Каменске-Уральском, через который должен был проходить один из трамвайных маршрутов, декабрь 2022 г.)

Но и на этот раз дело двигалось медленно, к тому же единства относительно необходимости трамвая не было, многие выступали, как и раньше, за троллейбус, который тоже до сих пор не запустили. Москва в свою очередь одобрила строительство рельсового транспорта. Местные власти сначала хотели реализовать оба проекта, но из-за ограниченного бюджета пришлось выбирать что-то одно. Так, наконец, окончательное решение было сделано в пользу троллейбуса, запущенного в ноябре 1956-го.