Встречи писателей с ранеными в Военно-медицинской академии
Радостным событием в повседневной жизни для каждого из нас становится встреча со знаменитыми артистами, эстрадными звёздами. Ожидание праздника никогда не обманет – режущий грудь музыкальный звук, ритм сердца, эмоции через край души.
А вот нужны ли встречи читателей с писателями? Поэт или прозаик всё высказал, изложил на бумаге, типография изготовила книгу. Если хочется – бери, читай, переживай, получай удовольствие. А можешь просто взять, да и отложить книгу в сторону. Зачем говорить о том, что уже прочитано или не будет прочитано никогда?
Мы входим в палату на кафедре военной травматологии и ортопедии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. У пациентов свободное время. Один спит, укрывшись одеялом. Другой тихо говорит по телефону. Третий просто смотрит в потолок. Ещё один разглядывает прозрачные трубки, которые иглой прикреплены к его бедру и к жужжащему аппарату, по которым журчит-пенится кроваво-бурая жидкость. Двое о чём-то говорят. Другие ходят-выходят, опираясь кто на костыли, кто на тележку с колесами. Они отдыхают. Отдыхают от войны. А можно ли от неё отдохнуть?
– Здравствуйте, к вам пришли писатели.
В ответ – молчание. «Инженеры человеческих душ» пришли по наши души. Да кто ж вас туда пустит?
– Кто читал «Волкодава»?
Мужчина лет тридцати пяти, с утыканной спицами Илизарова ногой, приподнимается:
– Достойная книга. Фильм даже сняли, только автора до сценария не допустили, – делится он, показывая свою осведомлённость.
– Фильм я видел, – отзывается из другого угла молодой человек.
– А вот перед вами автор этой книги – Мария Васильевна Семёнова.
Мария Семёнова в это время снимает с плеча рюкзак-футляр для гуслей и достаёт из него музыкальный инструмент. Она рассказывает, что совершенно случайно узнала, что киношники приступили к съёмкам фильма. Завязывается беседа.
Интересно, о чём она будет говорить? О творчестве? О себе? У неё богатая биография – занималась единоборствами, экстремальными видами спорта, путешествиями – всем тем, чем увлекаются её герои. Даже выучилась играть на гуслях, когда один из её литературных героев взял их в руки. А может быть, расскажет о своих читателях?
Однажды увидела свою книгу у командира подразделения спецназа и поинтересовалась, чем вызвано внимание к жанру фэнтези. Тот, не зная, что перед ним автор книги, признался, что здесь лучше всего описана подготовка подразделения спецназа.
А может, она расскажет о своём отце, у которого в детстве после тяжелой болезни была ампутирована стопа. Он самостоятельно освоил радиодело, во время войны попросился на фронт и в оккупированном Тихвине был радистом разведывательной группы. «Соседи знали, что бельевая верёвка от дома – это антенна, но никто не выдал». Об этом она рассказывала, когда мы были в клинике военно-полевой терапии, в других палатах.
Публицист и поэт Андрей Антонов и поэтесса Наталия Лодеева беседуют с раненым о судьбе России, об ответственности каждого из нас за её будущее. Наталия Анатольевна увидела какое-то знамение в том, что встреча писателей с пациентами, многие из которых являются участниками СВО, происходила в особое время – время Великого поста. Она восторженно радуется проявлению радушия и сердечности со стороны слушателей, многие из которых совсем недавно побывали в горячих схватках. И это удивительно, говорит она, ведь для поэзии, нуждающейся в сосредоточенности и тишине, сегодня в нашем суетном мире почти не остаётся времени и места…
А жизнь на самом деле в это тревожное время требует поэзии. В одну из предыдущих встреч на кафедре военно-полевой терапии пациенты собрались в холле клиники. Поэты читали стихи, Мария Семёнова играла на гуслях и пела, в какой-то миг один из пациентов попросил разрешения почитать свои стихи. Писать их он начал не так давно, ещё в ходе выполнения боевых задач в Сирии. Он читал их со своего телефона, и стало понятно, что на этой встрече стало на одного поэта больше, чем пригласили организаторы. На просьбу опубликовать их он ответил согласием:
– Мой позывной «ДОК».
А потом ещё один слушатель предложил свои стихи. Эх, кто у нас не пробовал себя в поэзии? Война обостряет чувства. А чувства – это язык, на котором человек говорит с Богом.
Среди слушателей той нашей встречи была женщина. Чувствовалось, что она не сотрудник клиники – одета не как медперсонал, по-домашнему. Да и женских палат здесь не было. Оказалось, это мама одного из пациентов. Он не мог сам выйти, да и стеснялся встречи в палате после тяжелого ранения и контузии.
– Мы всё выдержим, – грустно заверила мама. – Главное, мы должны победить.
Здесь должны победить в борьбе с болезнью – в специальной военной операции победить в борьбе за Россию, за своё будущее. Минувший год для России прошёл под знаком СВО. Этот год вскрыл многие проблемы нашей жизни, показал характер народа, обозначил друзей и врагов, заставил заново осмыслить происходящее со страной.
В некоторых палатах были не только матери, но и жёны пациентов. Они приехали из Ростова, Тулы, Перми. Эти женщины участвовали в специальной военной операции по-своему. Их оружием было милосердие, и они представляли всех жён и матерей солдат России, находящихся на излечении в Военно-медицинской академии, во всех армейских госпиталях и лазаретах.
Не могли инженеры человеческих душ остаться в стороне от чужой беды. На этой встрече Союз писателей России, его Ленинградское областное отделение, представляли Андрей Антонов, Юлия Зачёсова, Елена Калачева, Екатерина Кирилова, Наталия Лодеева, автор этих строк, Анна Прутяная, Александр Холин…
– Собираемся? – Мария Семёнова при моём появлении отложила в сторону гусли и склонилась к сумке с книгами, которые она оставляет в каждой палате.
Она дарила книги. Кто-то просил подписать подарок на память о встрече.
– А гусли надо настроить, – посоветовал на прощание мужчина, укрытый с головой одеялом и будто бы спавший.
– Мы вас разбудили? – с искренним сожалением спросила Мария Васильевна.
– Да я не сплю. С этим, – кивнул головой на укрытую одеялом ногу, – невозможно уснуть. Раньше думал, что страшнее зубной боли нет ничего. Теперь понимаю – есть. Спасибо, что отвлекли!
Сергей ПОРОХОВ, председатель Ленинградского областного отделения Союза писателей России
Фото Низамидина Каинбекова
Санкт-Петербург