Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как научиться утешать?

Запрос клиента:

Каждый раз, когда от меня ждут поддержки или утешения, я теряюсь, не знаю, что сказать, впадаю в ступор.

Первое, что хочется отметить: быть бережным контейнером для чужих чувств - это навык. И чем лучше он развит по отношению к себе самому, тем лучше у нас получается "контейнировать" чужие чувства. Есть ли у вас склонность к тому, чтобы прятаться от собственных чувств - тревоги, грусти, страха, вины и проч.? Если ответ положителен, то вполне вероятно, у вас есть трудности с сочувствием и сопереживаним по отношению к другим.

Что делать?

Для удобства возьмем пример утешения расстроенного ребенка, случайно уронившего мороженое с палочки в песок. У детеныша слезы крокодильи, мороженое уже пытаются тащить счастливые муравьи, а вы стоите и не знаете, что сказать.

1. Выясняем, что случилось. Нередки случаи, когда очевидна трагедия со случайным падением мороженого, а на деле оказывается, что его специально выбросили, потому что вкус шоколадный, а не карамельный.

- От чего ты плачешь?

- Я мороженое уронииииил...

2. Принимаем. Смотреть, как кто-то плачет зачастую невыносимо - мы сочувствуем, хотим тоже плакать, злимся, вспоминаем свои истории (нужное подчеркнуть). Велик соблазн пропустить принятие и обесценить - "подумаешь, мороженое!". Но ведь ребенок уже рыдает, ему уже горько и плохо! Обесценивание - это психологическая защита, она не позволяет допрожить эмоцию, запирает ее, такой подход может привести к не самым приятным последствиям. Для утешаемого важно знать, что его чувства легальны, что они имеют право на существование.

- Это, должно быть, ужасно обидно!

- Дэааааа!..

Плач может усилиться, если человек склонен к тому, чтобы подавлять свои чувства. Так как теперь эмоции легализованы, плотину рвет, но не отчаивайтесь, это не надолго.

3. Спросить, можете ли вы чем-то помочь. "Ну перекинь ты думки на хозяйство!" (к/ф "Любовь и голуби") - отличный пример, когда рекомендацию вручили, а спросить нужна ли она - забыли. Нам всем нужно разное время на то, чтобы отгоревать и перейти от переживаний к действиям. Вопрос о возможной помощи может стать дополнительной опорой в тот момент, когда человек будет готов к тому, чтобы что-то предпринять и попытаться исправить ситуацию.

- Я могу что-то сделать для тебя?

- Нееееет! (дети - наглядный пример того, как проявляются эмоции без псих защит).

4. Ждать и быть готовым прийти на помощь. Это трудный этап - мучительное сопереживание (особенно у очень эмпатичных и чувствительных людей) часто толкает нас к тому, чтобы поскорее решить проблему страдающего, лишь бы не видеть слез и мучений. Но эмоциям нужно время. Гореванию нужно время. Фраза "время лечит" в этой ситуации как никогда похожа на правду. Но важно, что это время наполнено поддержкой, принятием и опорой, которую мы и стараемся обеспечить.

- Хорошо, я тогда вот тут рядом побуду, если тебе что-то понадобится, я здесь.

Последние всхлипывания прекращаются и звучит призыв о необходимой и уместной помощи:

- Можем купить новое мороженое?

Поздравляю, вы восхитительны! Эмоция прожита, опора выстроена, решения найдены.

Что думаете о таком порядке действий? Какой этап может быть затруднительным с Вашей точки зрения?

Автор: Жидкова Анна Александровна
Психолог, КПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru