Классическая "этажерка", состоящая из двух истребителей и двух вертолётов, поднимается в воздух над Брянской областью и совершает движение в западном направлении.
Работа самолётами Су-34 и Су-35 ведётся на эшелоне примерно 10 км, и движение происходит на небольшой скорости, потому что вертолёты Ми-8 по понятным причинам тормозят всю группу.
В свою очередь вертолёты радио-электронной борьбы (РЭБ) Ми-8 идут на эшелоне чуть больше 1 км и обеспечивают дальнее обнаружение. Их радары работают на приём. И именно из-за разности в высотах такую систему прикрытия принято называть "этажеркой".
Соответственно истребитель-бомбардировщик Су-34 является так называемым "материнским" в этой системе, потому что на его борту находятся КАБы (корректируемые авиабомбы). Это такие бомбы с крылышками, которые способны пролететь на расстояние около 40 - 50 км по горизонтали, если их сбросить с высоты 10 км.
В свою очередь истребитель сопровождения Су-35 выполнял функцию борта для прикрытия. На случай, если противоборствующая сторона начнёт навязывать воздушный бой, то Су-35 должен будет защищать "материнский" Су-34.
Всё это к тому, почему же в воздухе было именно 4 единицы техники, и почему так называемый "птичкопад" постиг именно два Ми-8 и две "Сушки".
Эта военная техника в составе группировки из четырёх воздушных бортов шла не на парад, она не совершала приграничный облёт, а направлялась для сброса этих планирующих авиабомб на территорию противника.
И отсюда возникает вопрос: являются ли эти объекты легитимными военными целями, ведь они же в данный момент на своей территории?
Так вот, с точки зрения международного права - да, безусловно являются. И поэтому они совершили так называемый "отрицательный взлёт". Защищающаяся сторона вправе ликвидировать угрозу на дальних подступах, потому что на ближних у неё не будет такой возможности.
Возможно некоторые поначалу подумали, что массовый "птичкопад" был вызван, как это уже не раз бывало, "неосторожным обращением с окурками". Или же банальным "курением в неположенных местах".
Но на самом деле по этим четырём объектам отработал старый советский ЗРК С-300. И поскольку зенитная управляемая ракета идёт на сверхзвуке, то это расстояние в 40 - 50 км она проходит за несколько секунд. Ни один РЭБ на вертолётах просто не успеет среагировать.
Просто чтобы вы понимали, "этажерка" из четырёх единиц совершила "отрицательный взлёт" не из-за работы какого-то там новомодного Пэтриота или Насамса. Это был старый добрый С-300.
И разумеется вся эта авиагруппа, идущая на разных высотах, светится на всех радарах противника чуть ли не как "новогодняя ёлка". Потому что РЭБ на вертолётах помимо работы на приём ставит помехи и устанавливает ложные цели.
Оба самолёта на эшелоне под 10 км, Су-34 чуть ниже, а Су-35 как правило прикрывает сверху, тоже хорошо светятся. При этом у Су-35 ещё и радар работает на 300 км. И поэтому антенне комплекса С-300 достаточно включиться на на пару секунд, чтобы обнаружить эту "этажерку" на расстоянии до 70 - 150 км.
И после этого по четырём целям отрабатывают 4 ракеты, а затем ЗРК тут же сваливает с места пуска. Вот так выглядит картина боя в реальном времени, которая описывает весь этот "птичкопад".
И далее по протоколу после такого события обычно взлетает вертолёт парашютно-десантной службы (ПДС), который подбирает лётчиков, которые катапультировались. А также взлетает один или пара самолётов, которые прикрывают этот вертолёт ПДС.
Было это сделано или же нет - нам не известно. Скорее всего эвакуация была осуществлена наземным способом.